Вл. Гусев __ О СУЩНОСТЯХ
Московский литератор
 Номер 14, июль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
О СУЩНОСТЯХ

     
     Со времён советской власти в обществе постепенно меняются духовные балансы и критерии. Тогда ценились мораль и идейность. Впрочем, порядок скорее обратный, ибо за моралью стояла та же идейность: мораль вытекала из неё. Ты человек советский, стало быть моральный. Идейность и мораль. Или: идейность, значит мораль.
     Всё это не такая уж казуистика, как кажется на первый взгляд. Все эти оттенки и соотношения отражали реальность. Отсюда, например, ну, такая дикость для западного человека, как вызовы в партком в связи с семейными неурядицами.
     Но "удивительней" всего не это, а то, что такая мораль была в принципе крепка. Конечно, она всё время нарушалась, но эти нарушения воспринимались как именно нарушения, а принцип был всеми уважаем или, во всяком случае, учитываем. Он был то некое исходное, которое было незыблемо.
     Теперь иначе. Церковь вышла на первый план, но она воспринимается массами скорее как ритуал, обряд, чем как реальная мораль. Кроме того, исподтишка довлеет чувствице, что ритуал соблюдать надо, а мораль — не надо: ритуал эдак компенсирует реальную мораль. Кроме того, многим очень нравится принцип "грешить и каяться, грешить и каяться", разумеется, крайне вульгарно трактуемый.
     Зато другой нынешний "первый план" — деньги — практически всесилен и безразделен. Постепенно воцаряется ощущение, что деньги могут всё, ну, дело только в их количестве. Деньги сильней любой морали, вернее, любая мораль тоже покупается и продаётся за деньги.
     Отсюда многих, особенно "пожилых"
     , обескураживающий стиль жизни, когда самые верные люди вдруг изменяют и предают, когда простое дело "почему-то" не делается, когда нечто невозможное вдруг оказывается вполне возможным, когда клевета идёт "неизвестно откуда", когда… Копнёшь — деньги.
     Деньги, да, правят "всем".
     Есть сейчас, конечно, и другие мощные импульсы: тщеславие, зависть, "дергатня" с погодой, ну и так далее, чего там; но деньги чаще всего стоят и за всем этим — даже за погодой. Конечно, не за самой погодой, а за борьбой с её следствиями. Некоторым и погода — "апчхи": сел на самолёт — перелетел куда хочу; накупил бешено дорогих лекарств, сходил для разрядки от жары или от урагана в шикарный кабак с девочками… А другие не могут.
     Всё это мы теперь сплошь и рядом видим и в литературном мире, и это ввергает в отчаяние многих…
     Есть у экзистенциалистов такая глупость: существование, мол, предшествует сущности. То есть человек сначала живёт, а потом уж образуется как личность с её моралью и т.д.
     Вообще весь экзистенциализм, нерелигиозный или даже и религиозный, есть попытка атеистического обоснования морали. Ничего из этого не выходит.
     Сущность предшествует существованию.
     Есть в мире ценности — называйте их как хотите, в любой системе терминов — которые не зависят от отдельной "личности" и не ждут, когда она "разовьётся".
     Которые существуют всегда.
     И рано или поздно мстят… нарушителям.
     …деньги — главные враги этих ценностей.
     
     19 июля 2007