Александр Алиев __ КАРТИНЫ ПРОШЕДШИХ ВРЕМЁН
Московский литератор
 Номер 13, июль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
КАРТИНЫ ПРОШЕДШИХ ВРЕМЁН

     
     НАЧАЛО ИЮНЯ. СОЛНЦЕ УЖЕ ВОВСЮ ПРИПЕКАЕТ. В воздухе носится тополиный пух. Хочется подхватиться да и умотать из жаркой пыльной Москвы куда-нибудь на природу, желательно, поближе к воде. Но в эти выходные я за город не поеду: есть кое-какие дела. Надо, в частности, продлить абонемент в библиотеку № 112 имени А. С. Пушкина, которая расположена на старинной Елоховской улице (ныне Спартаковской). Получив новый штамп в своем читательском билете, я выхожу, дабы немного посидеть в небольшом уютном скверике напротив. Местность вокруг меня совершенно замечательная — ведь это один из тех немногих уголков нашего города, что сохранил практически нетронутой застройку позапрошлого века.
     …Родословную свою местность сия ведет от сельца Елох (Елохово), известного с XIV столетия. Названия его происходят от слова "ольха", которое, по уверению словаря Владимира Даля, произносилось прежде как "елоха". Здесь протекал ручей Ольховец, его берега поросли, вероятно, ольхой, ольшаником. Ручей был правым притоком речки Чечеры, а та, в свою очередь, впадала в Яузу. Один из мемуаристов XIX века пишет, что еще на его памяти старожилы припоминали, как ловили в Чечере "для домашнего обихода разную рыбу мелких сортов".
     Сельцо Елох знаменито тем, что это родина святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого и чудотворца, не боявшегося обличать самого царя Иоанна Грозного. Умер юродивый в глубокой старости в 1552 году и был погребен с величайшими почестями у Покровского собора на Красной площади. Позднее, по открытии мощей святого, над погребением возвели придельную церковь, и с той поры Покровский собор часто называют храмом Василия Блаженного.
     С середины XVII столетия местность постепенно включается в городскую черту, и соседями бывшего Елоха становятся Немецкая (с северо-востока) и Басманная (с юга) слободы, а старая дорога получила название Елоховской улицы. Любопытно, что еще во второй половине XIX века она больше походила на захолустную улицу уездного городка, чем на столичную магистраль. Оживлялась она только утром и вечером, "…когда население Семеновского, Преображенского, Измайлова, Черкизова и других пригородных селений спешит через всю ее шестиверстную ленту утром — в город, вечером — из города, кто на конке, а кто и на своих на двоих. В эти часы дня ее тротуары бывают переполнены пешеходами, линеечные клячи несутся, словно на скачках, а конки скрипят под тяжестью каждая свыше чем полсотни пассажиров, сидящих и на империале, и друг на дружке, стоящих и внутри вагонов, и на их площадках, и на их ступеньках. Но минуют эти часы, и вся улица, как бы утомленная только что испытанным нервическим возбуждением, впадает в обычное забытье, погружаясь в какое-то сонливое настроение, нарушаемое изредка проезжающим экипажем или через силу плетущеюся из города с двумя-тремя пассажирами линейкой, с тем, чтобы снова с наступлением сумерек испытать тот же непродолжительный, но лихорадочный припадок возбуждения и оживления".
     
     В 1873 ГОДУ БЫЛИ ЗАСЫПАНЫ РУЧЕЙ Ольховец и речка Чечера и разобран переброшенный через последнюю Елоховский мост, который в просторечии именовали Ехаловым. А в 1919-м улицу, хранившую память о старинном селе, переименовали почему-то в Спартаковскую, но не в честь популярной ныне футбольной команды, как думают иные, а по названию немецкой революционной организации "Спартак", ставшей ядром будущей компартии Германии.
     Доминантой местности издавна являлся храм Богоявления — сначала деревянная сельская церковь, потом "новопостроенная" каменная с одним Благовещенским приделом и, наконец, монументальный пятиглавый собор с обширной трапезной, двумя приделами и трехъярусной колокольней. Постоянные перестройки храма были вызваны тем, что церковный приход в течение XVIII-XIX столетий увеличивался и богател. Ведь прихожанами церкви были не только жители бывшего села Елох, но и православные, обитавшие в отдалении — на землях Немецкой слободы. Со временем, когда полностью исчезла замкнутая иноземная слобода, их становилось все больше и больше, и тесная Богоявленская церковь уже вмещала всех молящихся.
     Проект нынешнего кафедрального собора Богоявления в Елохове составил один из самых видных московских архитекторов Евграф Тюрин. Основные работы были завершены в 1845 году, однако отделка интерьеров затянулась, и храм освятили только спустя восемь лет. В 1889 году под наблюдением архитектора Николая Зыкова возвели купол и аттик над трапезной — то были последние штрихи, внесенные в облик здания. Как указывает искусствовед Владимир Згура, Богоявленская церковь "последний памятник великой художественной эпопеи. Ею можно заканчивать историю московского ампира, а вместе с тем и всего русского классического строительства вообще". В главном куполе неоспоримо сказывается влияние римского собора Святого Петра, его купола — творения гениального Микеланджело Буонаротти.
     …Возле самого храма Богоявления Елоховская
     (Спартаковская) улица заметно расширяется, образуя сквер, о котором я говорил в начале. Он был разбит в 1914 году и до Октябрьской революции назывался Пушкинским — по расположенной рядом библиотеке имени поэта. Новые власти дали скверу имя Николая Баумана, нелегального агента по распространению большевистской газеты "Искра", убитого в октябре 1905-го во время демонстрации на Немецкой улице, неподалеку отсюда. В начале 30-х годов в сквере был поставлен памятник этому идейному революционеру.
     
     БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ПУШКИНСКИЙ СКВЕР отделяют от Елоховской улицы довольно узкий проезд. На нем расположены подряд несколько памятников архитектуры, образующих как бы небольшой заповедник. Эту часть Первопрестольной не затронуло огненное бедствие 1812 года, поэтому мы можем полюбоваться здесь редкими образцами застройки допожарной Москвы.
     Участок под № 9 — целая городская усадьба. Очаровательный особняк с прекрасной формы колонным портиком, стоящий в глубине двора, соединен переходами с двумя флигелями. В последней четверти XVIII века этот участок принадлежал Т. Чонжину, который был тогда московским вице-губернатором. Судя по плану 1774 года, главный дом стоял в ту пору по красной линии улицы и был деревянным. Впоследствии усадьба переходит к вдове генерал-майора Нечаева, а в 1814 году хозяином ее становится купец 2-й гильдии М. Крашенинников. Скорее всего, именно по его заказу возводится нынешний главный дом.
     Спустя еще полвека участок приобрел Николай Мамонтов — представитель знаменитой русской купеческой династии. Он был отцом семнадцати детей, и многие из них породнились с известными купеческими фамилиями. Например, дочь Вера стала женою Павла Михайловича Третьякова. У Мамонтовых воспитывалась крестница Петра Ильича Чайковского, дочь его близкого друга, музыкального критика Германа Лароша, и, конечно же, этот дом посещался и самим Чайковским и другими композиторами.
     Н. Мамонтов предпринял значительные перестройки в усадьбе: строятся западный и восточный корпуса, ограничивающие парадный двор. Тогда же купец поменял все декоративное оформление интерьеров. До сего времени отлично сохранились искусственный мрамор стен, фигурные филенки, лепные украшение, мраморные камины. Сохранились также балконы, украшенные затейливым чугунным кружевом, фонари, очень красивая чугунная же трехмаршевая лестница, которая ведет из вестибюля на второй этаж. Об этой усадьбе и жизни мамонтовской семьи вспоминает старшая дочь П. Третьякова и внучка Н. Мамонтова Вера Зилоти: "Во дворе по ограде росли большие деревья, в них и тенистом саду пели весною птицы, а из окон неслись с ранних пор звуки Баха, Бетховена, Шопена и Листа".
     Более тридцати лет принадлежал Мамонтовым особняк, в начале же XX столетия его ожидали значительные перемены. Дело в том, что в Белокаменной тогда открылись несколько общедоступных библиотек: имени И. С. Тургенева, имени А. Н. Островского и др. Здесь, в Елохове, задумали устроить третью по счету библиотеку и дать ей имя Александра Сергеевича Пушкина. Во время пушкинских торжеств 1899 года Московская городская дума постановила: "День столетия со дня рождения А. С. Пушкина увековечить сооружением здания народной аудитории с читальней при ней в местности, близкой к дому, где родился поэт".
     Действительно, данная местность была колыбелью пушкинской жизни. Первый поэт России появился на свет в бывшей Немецкой слободе (угол современных Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка, возле самой Яузы); 8 июня 1799 года младенца крестили в той самой церкви Богоявления в Елохове, о чем имеется соответствующая запись в метрической книге.
     …Поначалу решено было отдельного здания для аудитории и читальни не строить, а найти какое-нибудь подходящее помещение. Разыскали на Немецкой улице сдававшийся внаймы дом, тут библиотека и начала работать 2 мая 1900 года. На церемонии открытия присутствовали дочь Пушкина Мария Александровна Гартунг (она стала попечительницей библиотеки) и две его старшие внучки — дочери Александра Александровича Пушкина. Однако подобранное помещение оказалось тесным и неудобным, поэтому приняли решение перевести Пушкинскую библиотеку в специальное здание. В 1911 году Дума приобрела за 180 тысяч рублей бывшую усадьбу Мамонтовых, и библиотека была вновь открыта уже на Елоховской улице. Тут же разместилась и Пушкинская аудитория общедоступных чтений, рассчитанная на 150-200 мест. Правда, согласно регулярным отчетам Московской городской управы, "в действительности, однако, аудитория впускает нередко гораздо большее число слушателей". Дело здесь было поставлено весьма серьезно: уже в первый год была прочитана 271 лекция, на которой присутствовали более 50 тысяч человек. Проводились также тематические вечера. Так, в том же 1911-м, в феврале, в аудитории отмечался полувековой юбилей отмены крепостного права, а осенью прошли вечера памяти Тараса Шевченко и Михаила Лермонтова.
     М.Гартунг оставалась попечительницей учреждения до самой своей кончины в 1919 году. Библиотека в дальнейшем активно развивалась. В 30-е годы одно за другим в ней открылись иностранное (единственное тогда среди массовых наших библиотек), юношеское, нотное отделения. В 1958-м она первая в стране перешла на систему открытого доступа к книжным фондам. Сейчас в библиотеке № 112 около 200 тысяч книг, и в ней записано примерно 20 тысяч читателей. Уже много лет в парадном дворе стоит небольшой гранитный бюст А. С. Пушкина работы скульптора В. Домогацкого.
     
     КОМУ-ТО, ВОЗМОЖНО, ПО ДУШЕ современные библиотечные здания — многоэтажные, с высокими и просторными читальными залами. В подобной библиотеке я тоже записан, но все-таки больше всего я люблю это старинное здание Пушкинской читальни, уютные помещения и переплетчатые окна которой словно отсекают на время нынешнюю суматошную, пропахшую бензиновой гарью Москву.
     …Сидя на скамейке в сквере против библиотеки, размышляя, я пришел, между прочим, к одному печальному выводу. Столица лишилась многого, даже очень многого из своего неповторимого архитектурного наследия. Этот процесс отчасти продолжается и теперь. В Москве уже практически невозможно снимать натуру для исторических фильмов. И потому так драгоценны те немногочисленные уцелевшие уголки нашего города, что могут еще дать более-менее цельную картину прошедших времен. Елоховская (Спартаковская) улица — один из таких уголков. Данным обстоятельством не преминули, разумеется, воспользоваться кинематографисты: фасады и интерьеры библиотеки имени Пушкина "участвовали" в съемках нескольких эпизодов в ленте "Азазель", первой из цикла о частном сыщике Эрасте Фандорине (по роману Б. Акунина).