Дмитрий Аграновский __ ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ-3 (Чисто деловой подход)
Московский литератор
 Номер 10, май, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Дмитрий Аграновский
ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ-3 (Чисто деловой подход)

     
     24 МАЯ во всемирный прокат вышла долгожданная третья часть "Пиратов Карибского моря". Действительно, долгожданная, потому что фильм с огромным бюджетом, невероятными спецэффектами, посвященный полностью морской романтике, просто обречен на успех. Мало того, ожидается, что он станет самым кассовым в истории кинематографа. А значит, представляет собой и социальное явление. Не буду кривить душой — я тоже стал "жертвой" обаяния и романтики этого фильма. Естественно, с точки зрения спецэффектов и визуального ряда. Описывать спецэффекты и роскошнейшие морские панорамы не буду — это просто надо видеть, не пожалеете. Хотя меня, как человека в визуальных технологиях непросвещенного — типичного потребителя — просто поразила сцена на "Черной жемчужине" Джека Воробья. Вторая часть "Пиратов…" заканчивается тем, что Джек Воробей попадает в тайник капитана "Летучего Голландца" Дэйви Джонса или, говоря современным языком, в подпространство. На корабле капитан Джек Воробей и вся команда — одни Джеки Воробьи, очевидно, один и тот же актер, без дублеров и при этом не видно ни малейшего признака монтажа! Но я другого и не жду от американского кинематографа (от российского, увы, не жду ничего — о покойниках или хорошо или никак, даже если он, как зомби в известной песне, встал и пошел). Великая страна, великие фильмы. Настоящая Империя Зла — и фильмы у нее такие же — Великие и Злые.
     С человеческой, с моральной точки зрения, в фильме нет ни одного положительного героя — одни подлые, продажные, веселые и эгоистичные негодяи. В общем, типаж, модный в современном мире. Авторы изо всех сил стараются дать понять зрителю, что просто с волками приходится жить, а потому по-волчьи выть. "Не мы такие — жизнь такая". В фильме действительно все основные герои — волки. Второстепеные — шакалы. Но опять, же благодаря сатанинскому искусству рекламы, зло имеет чрезвычайно привлекательную и симпатичную упаковку. Джонни Депп в роли Джека Воробья просто неподражаем и так хорош, что даже занудные ботаники Кира Найтли и Орландо Блум не могут испортить общее впечатление от фильма.
     Начинается фильм со сцены массового повешения мужчин, женщин, стариков и детей — лиц, причастных к пиратам (причастных к экстремистской деятельности, опять же, говоря современным языком). Повешение, как и все в деловом западном мире, поставлено на конвейер и для тех лет выполнено по последнему слову техники. Сцена, безусловно, вызывает жалость к казнимым, хотя тут же на ум приходит знаменитое: "Нас не надо жалеть, ведь и мы никого не жалели!"
     И не жалеют — ни себя, ни других. Хотя и делают это весело и непринужденно — все-таки американцы не привыкли к длительным мозговым усилиям, поэтому ни одна из сцен в фильме не длится больше нескольких минут. Романтика с большой дороги — ведь ремесло пирата простое — догнать корабль, перебить всю команду, включая пассажиров и прогулять все до нитки в Порт-Рояле.
     Однако и представители вертикали власти в фильме ничуть не лучше — такие же кровожадные, коварные и алчные убийцы, правда, у них алчность, коварство, кровожадность и корыстолюбие замешано на сосредоточенной и аскетичной жажде власти, отчего на фоне симпатичных разгильдяев-пиратов, сотрудники антипиратских органов, без сомнения, проигрывают. И с пиратами они борются не для безопасности граждан, а в интересах местных олигархов из "Ост-Индской компании". Как раз про них и говорил Карл Маркс — "нет такого преступления на которое не пошел бы капитал ради 300 процентов прибыли". Правда, я думаю, и за 10 процентов прибыли они сделают то же самое. "Чисто деловой подход" — после каждого очередного кровавого злодеяния спокойно приговаривает главный негодяй чиновник Самюэль Беккет. Например, своего непосредственного начальника, Губернатора Ямайки и отца главной героини.
     Единственный, кто без сомнения, вызывает не только визуальную, но и человеческую симпатию — это, как ни странно, капитан "Летучего Голландца" Дэйви Джонс. На первый взгляд, это самое страшное существо в фильме, в том числе и чисто внешне — вместо лица у него щупальца осьминога. Его жестокость и беспощадность легендарны, а в груди у него в самом деле нет сердца — оно находится в сундуке, и кто завладеет сундуком, тому и будет подчиняться Дэйви Джонс. Не знаю, как большинству, а мне аллюзия к Капитану Немо была видна совершенно однозначна — Дейви Джонс, глядя на портрет любимой, играет на органе и из глаз его текут слезы, а в "20.000 лье под водой" Капитан Немо играет на органе и плачет, глядя на портрет жены и детей, убитых английскими оккупантами. Не говоря уже о самом "Летучем Голландце" — этот корабль нападает, выскакивая из-под воды, как "Наутилус" и сцена его появления, безусловно, самая эффектная и во втором фильме и в третьем.
     В одной из последних сцен фильма — два корабля "симпатичных" негодяев — "Летучий Голландец" и "Черная жемчужина", после ряда совершенно виртуозных предательств, мошенничеств и обмана расстреливают правительственный корабль просто негодяев под командой Сэмюэля Беккета. "Чисто деловой подход" — спокойно говорит Самюэль Беккет за мгновение перед тем, как порох взорвется в крюйт-камере его корабля.
     Ничего личного, просто бизнес. Чисто деловой подход.