Гульшат Даминдарова __ «ТЫ—МОЯ ЗОЛОТАЯЯ ЧАША…»
Московский литератор
 Номер 05, март, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Гульшат Даминдарова
«ТЫ—МОЯ ЗОЛОТАЯЯ ЧАША…»

     
     Валентин СОРОКИН. “За одну тебя”. — М., “Алгоритм”, 2007.
     СЕНСАЦИЯ: издательство "Алгоритм" отвлеклось от публицистических обличений "свинцовых мерзостей капитализма" и выпустило в свет лирические стихи. Это так же удивительно, как если бы в советское время в "Политиздате" взялись бы вдруг за пропаганду есенинского наследия. "Дрейф" в сторону художественной литературы ещё можно было бы объяснить, если бы "Алгоритм" выдал на гора беллетризованную биографию Чубайса или Грефа (это ближе к имиджу издательства) или, на худой конец, научно-фантастические вариации о будущем парламентаризма в России… Но — стихи! Притом с претензией, чётко изложенной в издательской аннотации: "…Лучшего русского лирика второй половины ХХ века…".
     Что же, откроем книгу. В ней, как в чеховском идеальном человеке, всё прекрасно: обложка, портрет молодого поэта, стихи… Перечислим названия циклов: "Разговор с любимой", "Первый ветер", "Приходи на берег моря", "Признание", "Две радости", "У золотого костра", "Звезда вечерняя", "Трудно тебя любить". В книге нет гражданских, публицистических и полемических стихов, которые, в общем-то, и принесли известность Валентину Сорокину среди патриотически настроенных читателей. Название "За одну тебя" действительно отражает суть издания, в сборнике — только лирика, преимущественно любовная и философская. Но как ни странно, эти, в общем-то, достаточно узкие рамки, дают полное представление о масштабе дарования, лирическом герое и о том художественном мире, который удалось создать поэту. Более того, несмотря на то, что предметные "приметы времени" (в книгу вошли стихи второй половины 50-х — начала 70-х годов ХХ века) остались в стороне, перед нами вырисовывается удивительно яркий, наглядный портрет прошлого. Это сделано не ностальгическими, и уж, тем более, не обличительными красками. И, тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать: вот он, поэтический образ героя великой страны!
     У каждого из нас свой СССР. Для кого-то это время ассоциируется с обликом Сергея Королёва, а для кого-то — с лицами тогдашних диссидентов. Кто-то вспомнит актёра Николая Рыбникова, а кто-то мятущихся "амбивалентных" интеллигентов на кухнях. Кому-то дорог провидческий пафос писателя и ученого Ивана Ефремова, а у кого-то тепло на сердце от "смелых стихов" Евгения Евтушенко: "Кровать была расстелена, а ты была растеряна…"
     Победителей не судят: время изменилось. Сейчас немодно быть космонавтами, зато модно быть банкирами, со времен Лёни Голубкова одухотворённый труд рабочего не в чести и, кроме того, любая женщина и девушка мечтает вовсе не о законном браке, а о "лёгких отношениях" или, на, худой конец, о браке гражданском… Стоп! Вот здесь, кажется, что-то не выстраивается. Откроем книгу наугад:
     
     Ты, нежная, по-прежнему прекрасна,
     Я жду тебя и чувствую в ночи.
     Я изнемог в сражениях напрасных
     И притупил калёные мечи.
     
     И сегодня женщины, как и тысячи лет назад (не говоря уж о недавнем прошлом), хотят быть любимыми и желанными. Идеал любимого человека формируется в юности, и, конечно, "идеи" черпаются из окружающей художественной действительности и бытовой реальности. Возможно, кто-то видит "мужчину своей мечты" в Николае Сванидзе, Алексее Венедиктове или в беззубом певце по имени "Шура". Другие находят "совпадение" со своей мечтой в "страстных песнях", вроде "ты целуй меня везде, 18 мне уже". Но "выправление вкуса", его полноценное формирование невозможно, если истинные высоты духа затянуты масс-медийным "туманом". "За одну тебя" — как это не похоже на "новые способы получить удовольствие" — подзаголовок с обложки февральского номера журнала "MINI" (заголовок выговаривать вслух просто стыдно).
     Вообще, цельность этой книги потрясает. Представьте, что вы оказались в мире, где живут красивые и страстные люди, где живописная и богатая природа, где каждый день наполнен не грязью бытия или пустотой суеты, а высокой работой, трудными раздумьями, желанными свиданиями. Но ведь автор не спустился на Землю из космоса, он — "наш" человек. Какую же ему пришлось выдержать "оборону", как защитить свою душу, чтобы ничем не унизить читателя, нигде не переложить на его восприятие свои беды, никак "не попользоваться" от других! Валентин Сорокин очень отличается от "героев нашего времени" (в том числе и лирических):
     
     Больно мне стоять под облаками
     На житейской выжженной скале,
     Где века проходят за веками,
     Словно бури гневные во мгле.
     
     Наверное, таких могучих и красивых поэтов у России уже не будет. Потому что сегодня защитить юноше или девушке свою душу гораздо труднее, чем прежде: ловцов и охотников за глазами, ушами, сердцами человеческими стало гораздо больше.
     "За одну тебя" — книга, в общем-то, "лечебная". Она дает молодому человеку возможность выбора: оказывается, и в наши дни можно служить не потребительской цивилизации, а красоте и любви в самом высоком смысле этих слов. Верность, честность, молодая отвага, величайшая сосредоточенность, удаль, глубина и чистота переживания, восторг перед величием мира, уважение к минувшему, доброта и доверчивость — эти качества самый большой дефицит в "мировой энергетической сверхдержаве". Ныне мы гордимся нефтью и газом, а детей согласны рожать только в "рамках нацпроектов"… Трудно гордиться людьми в современной России! А давно ли:
     
     Уличаю, а не обличаю,
     Жду я славы для своей судьбы,
     Родину пою и величаю,
     Вскинутую мощью на дыбы.
     
     Нет, не сумеет Россия "жить для себя", избавиться от "имперских амбиций" и "комплекса величия" (чего нам настойчиво желают сотрудники радио "Эхо Москвы"). Таковое может случиться, если уж россияне совсем вымрут. Но тогда и Россия уже не будет Россией, а станет "автономией" — китайской или афро-европейской… Демографы до сих пор удивляются феномену сверхсмертности в "пору реформ". Но если в государстве происходят такие безобразия, то почему народ должен их послушно "легитимизировать"?! Да уж лучше пуститься во все тяжкие или умереть, чем существовать в качестве "быдла" на потеху куршевелевцам!
     Но есть и ещё один путь, о котором говорит поэт: "Я видел много, понял много // Я был в аду и вышиб дверь". Да здравствует воля к победе и сила духа! "За одну тебя" — оптимистическая книга. Любовь движет миром. Не предавайте её…
     
     Не обманет надежда наша,
     Если знаю я об одном:
     Ты — моя золотая чаша,
     С древним,
      горьким, как жизнь,
      вином!..