Александр Алиев __ ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ

     
     ПОЛАГАЮ, В НАШЕЙ СТРАНЕ не найдется человека, который не знал, хотя бы понаслышке, о Покровском соборе, или иначе, храме Василия Блаженного в Москве. Воздвигнутый по повелению Иоанна Грозного на Красной площади в честь взятия Казани, собор этот стал одним из главных символов города. Необычная архитектура сооружения во все времена вызывала восхищение и изумление, как русских, так и западноевропейских путешественников, историков, художников. Его сравнивали то с каким-то сверкающим исполинским грибом, то с пестрой птицей тропических лесов, то "с гигантским драконом с блестящей чешуей, который отдыхает, распростершись на земле". О храме говорили и как о "самой безумной гримасе искусства, когда-либо существовавшей".
      А вот что увидел французский писатель и журналист Теофиль Готье, побывавший в Москве в январе 1859 года: "На противоположном от меня конце площади причудливый, как во сне, возвышается волшебно-невероятный храм Василия Блаженного. Глядя на него, вы престаете верить своим глазам. Вы смотрите как будто на внешне реальную вещь и спрашиваете себя, не фантастический ли это мираж, не причудливо ли расцвеченный солнцем воздушный замок, который вот-вот от движения воздуха изменит свой вид или вовсе исчезнет. Вне всяких сомнений, это самое своеобразное сооружение в мире, оно не напоминает ничего из того, что вы видели ранее, и не примыкает ни к какому стилю: перед вами гигантский звездчатый коралл, колоссальное нагромождение кристаллов, сталактитовый грот, перевернутый вверх дном".
      Для чего я все это говорю? А вот для чего, уважаемый читатель. В городе Саратове есть практически точная копия этого московского храма, правда, уменьшенная в два с половиной раза. С этим фактом, думаю, знаком не всякий.
      …На рубеже XIX-XX веков Саратов стал крупнейшим торговым, промышленным и культурным центром Поволжья и украсился рядом оригинальных, добротных, впечатляющих отделкой и размерами зданий, что не уступали многим знаменитым петербургским и московским строениям. Все, посещавшие Саратов в это время, отмечали его "интеллигентный европейский вид", давший основание называть город "столицей Поволжья". Конечно, подобно большинству провинциальных городов имел он крайне неприглядные задворки, довольно удручающе выглядел и здешний волжский берег. Но коль скоро о городе судят по его лучшей части, то Саратов действительно выгодно отличался от многих губернских центров. Он был компактным, хорошо спланированным, расположен на сравнительно ровной местности, уютно огражденной с трех сторон невысокими холмами, и имел близкий удобный доступ к своей давней кормилице — Волге.
      Вот почему рядом с пересеченной и удаленной от реки Казанью, разбросанным и вытянутым Царицыном, захолустным и патриархальным Симбирском, открытой всем ветрам, пыльной и жаркой Астраханью, старомодным Ярославлем и не набравшей еще лоска Самарой — Саратов обладал определенным преимуществом в плане производимого впечатления, что и выдвигало его в разряд "столицы Поволжья".
     
     В СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО архитектурного облика города внесла свой вклад целая плеяда замечательных зодчих и, прежде всего, "великолепная пятерка" — П. Зыбин, С. Каллистратов, В. Люкшин, К. Мюфке, А. Салько. Вот Зыбин и был автором смелого проекта церкви-часовни при Архиерейском доме, той самой, которая стала произвольной копией Василия Блаженного.
      Петр Митрофанович родился в Нижегородской губернии в крестьянской семье. У мальчика рано проявились способности к рисованию, и его решено было отправить в иконописную школу при Троице-Сергиевой лавре. Свое образование он продолжил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом в Петербургской академии художеств, каковую и закончил с серебряной медалью. Будучи еще академистом, посетил Францию и Италию. В Саратов Зыбин приехал в 1895 году и проработал здесь на должности старшего архитектора технического отдела Рязано-Уральской железной дороги почти четверть века, до самой кончины. Одновременно преподавал в Боголюбовском рисовальном училище при Радищевском художественном музее. По проектам Петра Митрофановича в городе возведено более десятка различных сооружений, в том числе, железнодорожный вокзал (перестроен), Общественный банк, Никольская церковь. Сохранился и собственный двухэтажный особняк Зыбина, выстроенный, естественно, по рисунку самого зодчего.
     …Обширный участок на углу Армянской и Никольской улиц, напротив главного городского сада Липки, издавна принадлежал местным архиереям. Тут располагались епископские палаты с небольшой молельней, духовная консистория. В 1903 году преосвященный Гермоген, епископ Саратовский и Царицынский поручил П. Зыбину спроектировать церковь-часовню, которая стала бы домовым храмом владыки и одновременно послужила бы достойным украшением этой части города. Гермоген был ярым противником всяких новшеств в архитектуре, а потому ориентировал Зыбина на традиционное зодчество средневековой Руси. Петр Митрофанович оказался поставленным в жесткие рамки: тип храма, количество и форма главок и т.д. Кроме того, необходимо было учитывать соседство жилых покоев епископа, а также торговых (архиерейских) рядов по Никольской улице.
     Зыбин по некотором размышлении решил взять за образец знаменитый московский собор Покрова "на рву". Он поехал в Первопрестольную, тщательнейшим образом изучил шедевр, все его стилевые особенности. Современный компьютерный анализ обоих храмов обнаружил общность их пропорций, построенных по принципу "золотого сечения". В саратовской часовне мы видим тот же центральный шатер и шатровые навершия над крыльцами, те же разноцветные купола, которые то "ввинчиваются" в небо, то посверкивают выпуклостями чешуек, те же изящные изгибы закомар. В общем, перед нами классическая стилизация "под XVII век". (Не забудем, что и храм Василия Блаженного свой окончательный облик приобрел именно в том "узорочном" столетии.)
     
     СООРУЖЕНИЕ ЦЕРКВИ-ЧАСОВНИ было закончено в 1906 году, и тогда же состоялось ее освящение в честь иконы Божией Матери "В скорбех и печалех утешение", в народе известной как "Утоли моя печали". По преданию, храмовая икона была заказана епископом Гермогеном на Святой Горе Афон и представляет собою точный список с чудотворного прообраза. Служба в часовне совершалась ежедневно монашеской братией из Архиерейского дома.
     Храм каким-то чудом уцелел после Октябрьской революции, хотя и находился в самом центре Саратова. Здание даже не особо пострадало внешне. В нем размещался сначала клуб Дома матери и ребенка, затем планетарий, а в правом крыле действовала… мастерская по ремонту часов. В 1960-х годах по распоряжению первого секретаря Саратовского обкома КПСС А. Шибаева с куполов часовни были сняты кресты.
     А в феврале 1965-го в город приехал новый архиепископ Пимен — моложавый, энергичный, возглавлявший в течение нескольких лет постоянную миссию Священного Синода в Иерусалиме. Он не побоялся сразу же обратиться к местным властям с просьбой привести в божеский вид (на средства епархии) старый храм. Предложение владыки озадачило горсовет. Реставрировать бывшие культовые сооружения было в те поры как-то "не принято". Долгие раздумья и колебания (а что в Москве скажут, когда узнают!?) завершились тем, что исполком отверг материальную помощь церковников, но, внемля уже начинавшему меняться общественному настроению, сам изыскал средства и провел-таки наружный косметический ремонт тогдашнего планетария. Вышеупомянутый А. Шибаев, взяв ответственость на себя, лично разрешил вновь установить кресты на куполах.
     С того момента о здании стали рассказывать туристам. Его фотографировали и рисовали. Берегли — уже в 1980-х годах восстановили утраченное навершие к левому крылу церкви, позолотили крест над главным шатром.
     
     НАКОНЕЦ, В 1991-М ЧАСОВНЮ возвратили Саратовской епархии. Был проведен ремонт внутренних помещений, заново исполнены росписи, приобретены иконы, устроена небольшая звонница. После всего этого церковь-часовню вновь освятили, включая устроенный боковой придел в честь преподобного Сергия Радонежского.
     Три года назад храм получил статус Архиерейского подворья, и вот тогда уже началась его масштабная реставрация, к настоящему времени почти законченная. Часовня "Утоли моя печали" признана объектом культуры регионального значения, и церковно-социальная жизнь здесь поистине бьет сейчас ключом. Так, при храме действуют: Воскресная школа (самая первая в городе), православное молодежное общество, ведущее активную просветительскую работу, паломническая служба "Восхождение", курсы для тех, кто, не имея музыкального образования, желает получить навыки церковного пения. В церкви-часовне собрана одна из лучших приходских библиотек в епархии — более 8,5 тысяч наименований. Ну, и, наконец, к храму приписана расположенная неподалеку, на Театральной площади, церковь-часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" — службы там проходят еженедельно.
     …Вот так и высятся на огромном расстоянии друг от друга, в центре двух городов — Москвы и Саратова — оба замечательных храма. И хоть, повторим, сильно разнятся они "возрастом" (350 лет), саратовская часовня и московский собор несут в себе знаковые черты, главная из которых — свидетельство непреходящего таланта российских зодчих, независимо от эпохи.