Валентин Бородин __ ЮБИЛЕЙНАЯ КНИГА
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Валентин Бородин
ЮБИЛЕЙНАЯ КНИГА

     
     Лира ЕРОШЕВСКАЯ, "Парад миражей" — М., "Новый ключ", 2006
     
     В конце прошедшего года, в запоздавшие дни зимы, когда природа щедро дарила нам непривычное для наших широт тепло, вышел из печати девятый поэтический сборник московской поэтессы Лиры Ерошевской "Парад миражей", как бы отвечая на излучающую природой положительную энергетику возвышенными чувствами, страстями и эмоциями много повидавшей и пережившей женщины. И сразу же привлек внимание любителей поэзии.
     Если к стихотворным сборникам присовокупить роман "Под небом Финского залива", то это десятая юбилейная книга Лиры Ерошевской. В строгой заботливой редакции автора, хорошо оформленная, она вся как бы излучает свет, но внутри содержит не только светлые краски, но и все оттенки черной, — в разделе "Поэтом можешь ты не быть…", отражающим современную жизнь россиян.
     Лира Ерошевская удивительно общительна в своих стихах. К читателю она обращается, как давний друг, и в порыве близкого общения доверительно раскрывает красоту и богатство внутреннего мира русской женщины, ее возвышенной души, ее чаяния и надежды, мечтания и несбывшиеся грезы.
     И конечно ценнее всего в этом сборнике стихов лирика любви, любви с горчинкой, с миражами и многими смыслами, а иногда, наоборот, безыскусные, но выражающие суть предмета:
     
     Да, любовь,
     ты бываешь подвластна
     Возрастам, от которых бегут
     Красота и мирские соблазны,
     Но душа не сдает свой редут.
     
     Своеобразие лирики Лиры Ерошевской проявляется в том, что она умело передает настроение и полноту чувств сразу, без какого-либо подхода и подготовки читателя, как бы продолжая давний диалог или разговор.И видно это уже в заголовках стихов: "Береги сокровища души", "Зачем же притворяться?", "Осмелею по весне" и т. д.
     И еще одно ценное качество ее лирики следует отметить — это песенность стихов:
     
      А он мне не сказал ни слова
      Из тех, которых я ждала, —
      Одна бесплодная полова,
      Одна иссохшая трава.
     
     Ну чем не мелодия русской песни-страдания?!
     Или:
     
     Холодной водой
     из бадьи окатило, —
     Остыло к тебе мое сердце,
     остыло…
     Ты сам доставал
     из колодца водичку,
     Гремела и звякала цепь
     с непривычки.
     Бадью на меня
      опрокинул с размаху,
     Да все ж и свою ты
     забрызгал рубаху.
     
     В лирических стихах Лиры Ерошевской ярко и интересно звучит тема равноправных отношений между мужчиной и женщиной. Налицо видна не только самостоятельность, самодостаточность современной русской женщины, но и ее требовательность к моральному облику мужской личности. Милый должен соответствовать высокому чувству любви и отвечать идеалу женщины, от лица которой ведется разговор с мужчиной:
     
     Показать характер свой
      не спеши…
     Жесткие характеры хороши
     Для военных маршалов,
     где диктат —
     Вещь необходимая для солдат.
     Но ведь я-то женщина,
      лирик, бард,
     У мужчин мне нравится
     мягкий взгляд.
     Или:
     
     Подумайте, а если б Ева
     Пол-яблока не отдала
     Адаму, а сама все съела, —
     То как бы жизнь Земли пошла?!
     Вот то-то же! Мужчины, знайте,
     Вы только баловни двора.
     И помните, не забывайте,
     Как женщина всегда щедра.
     
     Вообще (как кажется) высокая требовательность к возникающему (или уже уходящему) чувству — это следствие высокой планки жизненной позиции поэтессы, проявление цельности ее натуры. Она требовательна и к себе, и к обществу.
     "Философские зарисовки" (так называется раздел сборника) как раз и посвящен отражению в стихах жизненной позиции автора. В нем она так же, как в разделе "Поэтом можешь ты не быть…" отвергает моду некоторых поэтов писать обо всем на свете, кроме того, что волнует нынче все наше общество, создавая иллюзию общего благополучия в России, что безответственно для поэтов, ибо это не соответствует действительности.
     Созерцательный конформизм чужд поэзии Лиры Ерошевской. Она в своих стихах не созерцает, а чувствует жизнь, все ее проявления и оттенки.
     И особенно остро чувствует несправедливость, порой преступность замыслов и исполнительного рвения "вершителей судеб" и дает свои оценки "бытию":
     
      Не преступление ль молчать
      Об отупении страны?!
      Мне саван хочется стачать
      На все проделки Сатаны,
      Когда лишь деньги для людей —
      Служенье, божество, девиз.
      И нет ни мыслей, ни идей
      У строящих капитализм.
     
     Запоминаются как ранние стихи, так и написанные недавно, в которых емкие понятия Правды, Родины, Народа, Веры и Высшей справедливости звучат по-новому.
     
      Родит эпоха миражи,
      Они построились в парад.
      И нет ни сердца, ни души
      У содающих Дантов ад.
      …………………………
      Над головой непрочен кров,
      Смысл бытия: товар — навар.
      Реален только катастроф
      Разбушевавшийся пожар.
     
     Многие стихи, как и в предыдущих сборниках, написаны с подтекстом и рассчитаны на тонкого читателя, чувствующего скрытый смысл стиха.
     Автор любит краткость стиха и стремится к ней, умея в восьмистишии сказать главное.
     Концовки стиха всегда усилены, поэтесса прекрасно владеет техникой стихосложения.
     Выразительна пейзажная лирика, слитая с настроением автора.
     В разделе "Философские зарисовки" много, подсмотренных у жизни, пронзительных стихов: "Про журналюг", "Про бездарность", "Взгляд лжеца", " О молве", "О невеждах", "Глупость", "Ложь и правда", "Искусство уступать", "Кого готовим?" и т. д.
     О песнях Лиры Ерошевской, помещенных в сборник, ничего не скажу, они все хороши и современны.
     Надеюсь, композиторы найдут для них достойные мелодии, как это было и раньше.
     Вот такой получился небольшой, но емкий сборник стихов и песен Лиры Ерошевской "Парад миражей".
     Читайте. Рекомендую. Это свежо и достойно!