Александр Алиев __ «ХРАМ ПРЕЧУДНЫЙ ЗЕЛО...»
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
«ХРАМ ПРЕЧУДНЫЙ ЗЕЛО...»

     
     В погожие летние дни, когда солнце как-то особенно припекает, а за окном носится тополиный пух, естественно, начинает тянуть за город, на природу. А если согласно календарю еще и выходные, то уж сам Бог велел покинуть на время столицу. Тем более что в недальнем Подмосковье есть множество замечательных мест, где можно и отдохнуть, проветрить, так сказать, мозги, и полюбоваться памятниками старины. Например, усадьба-заповедник Дубровицы, расположенная в Подольском районе.
     Скажу сразу: как туда добираться — каждый должен решать сам, исходя из собственных сил и возможностей. Можно в компании неутомимых дачников "штурмовать" электричку серпуховского направления (с Курского вокзала), а потом оставшееся расстояние от Подольска до Дубровиц преодолеть либо на рейсовом автобусе, либо пешком. Можно из Москвы поехать на машине. Лично я предпочел последнее.
     Для чего люди едут в это бывшее дворянское имение? Главным образом, для того, чтобы увидеть церковь Знамения Пресвятой Богородицы, необыкновенно красивую и совершенно "неправильную", неканоническую с точки зрения православия. Впервые изображение этого уже подзабытого к тому времени храма было опубликовано в альманахе А. Греча "Венок усадьбам" 1925 года. Спустя сорок лет весьма подробное описание дубровицкого шедевра с великолепными фотографиями дал известный краевед М. Ильин ("Подмосковье", 1966 год). Знаменская церковь действительно уникальна, однако прежде чем рассказать о ней, познакомимся вкратце с историей самих Дубровиц.
     Первое летописное известие об этом селе относится к 1620-м годам, и владел им тогда знаменитый боярин Б. Морозов — "дядька" (воспитатель) царя Алексея Михайловича. Впоследствии от потомков Морозова Дубровицы перешли к их родственнику князю Б. Голицыну, тоже "дядьке", но уже юного Петра I. Борис Алексеевич был весьма колоритной фигурой своего времени. При правительнице царевне Софье стоял во главе приказа Казанского дворца — руководил окраинами тогдашней России: бывшими Казанским, Астраханским и Сибирским царствами. Должность, надо сказать, немалая. Однако прозорливый князь вовремя сделал правильный политический ход: оставил сторонников Софьи и примкнул к партии Петра и Нарышкиных. Убежденный западник Голицын познакомил царя с Ф. Лефортом и возил отрока в Немецкую слободу.
     Говорят, что Борис Алексеевич был именно тем "серым кардиналом", который, в конце концов, и свалил Софью. Он же после подавления стрелецкого бунта 1689 года допрашивал ее сторонников, включая собственного двоюродного брата князя Василия. Впрочем, Б. Голицын сделал все, чтобы на их роду не осталось клейма "предателя" и добился для кузена замены казни на ссылку. Это дало повод многочисленным недоброжелателям обвинить князя в двойной игре, и в итоге последовало ему повеление Петра удалиться в Дубровицы и в Москву не показываться. Но уже через год Борис Алексеевич был прощен, получил чин боярина, и сам государь приехал к нему с визитом в усадьбу.
     Петра восхитила здешняя природа: две реки, Десна и Пахра, сливаются за холмом, за лежащим под ним лугом под острым углом, образуя как бы нос корабля. "Этому бы кораблю да мачту сих мест достойную! Церковь бы такую здесь поставить, чтобы и немцы ахнули, чтобы столь красивой и в мире бы другой не было!", — сказал царь своему "дядьке". Вскоре Голицын уже показывал Петру план задуманного храма, и тот был потрясен его грандиозностью: "Хоть ты и богат, а казной и я помогу". 22 июля 1690 года в присутствии государя заложили первый камень в фундамент новой церкви во имя "Честнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы".
     Кто был главным архитектором храма, нам доселе неизвестно. Но, скорее всего, приезжий из Италии маэстро. Из тех же земель выписали скульпторов и резчиков по камню — всего около сотни человек. А вот материал для постройки избрали местный — белый известняк, коего по берегам Пахры залегало немеряно. Местными были и каменотесы, и резчики по дереву.
     
     …Знаменская церковь, как уже говорилось, поражает своим обликом. Хотя основа ее традиционная — восьмерик (восьмигранная башня) на четверике (равноконечный крест с закруглениями), вся пластика, то есть белокаменное узорочье, горельефы и статуи — чисто католическая. Чем выше от земли, тем затейливее становится резьба. Особенно богата ею башня, похожая на цветистый ковер. Вокруг нее расставлены скульптуры апостолов. А огромные (более 2 м), но изящные фигуры евангелистов и святителей украшают главные и боковые двери здания. Наконец, деталь, совершенно немыслимая для православного храма: вместо традиционной луковицы купола — золоченая ажурная корона. Таким образом, все это являет собою яркий образец европейского барокко XVII века, впервые перенесенный на русскую почву.
     А внутреннее убранство! Наряду с привычным иконостасом мы увидим целый ряд скульптурных горельефов, изображающих главных персонажей Ветхого и Нового заветов, а также цикл Страсти Господни. Богоматерь с младенцем — точь-в-точь Мадонна с полотен итальянского Возрождения. Мало того: на стенах внутри фигурных картушей помещены латинские (!) цитаты из Библии, а в одном уголке — резные медальоны с портретами владельца Дубровиц и его семьи.
     Весной 1699 года возведение церкви было полностью завершено. И уже тогда она, ее на редкость гармоничное сочетание с природой вызывали восхищение современников, о чем, в частности, свидетельствуют записи секретаря австрийского посольства И. Корба, побывавшего в гостях у Голицына. Церковь называли всехристианским храмом. Но вот православных иерархов ее вид привел в смятение, и патриарх Адриан наотрез отказался проводить чин освящения. Так прошло несколько лет. И лишь Петр I, вернувшись из первой шведской кампании, разрубил этот "гордиев узел". Церковь по его приказу согласился освящать назначенный местоблюстителем патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. Церемония состоялась 11 февраля 1704 года, и во время оной государь с наследником престола царевичем Алексеем и князь Б. Голицын с родственниками находились на парадной террасе деревянных резных хоров. И весь храм был полон гостей. "По высочайшему соизволению, все как окрестные всякого чина и состояния, так и на 50 верст разстоянием от Дубровиц вокруг находящиеся жители приглашены были для соторжествования… А торжество семь дней длилось. И 18 февраля государь изволил идти в Петербург прямиком из Дубровиц, минуя Москву". Так написано много позже о том памятном событии у русского литератора А. Вельтмана.
     …Наследники Бориса Голицына оказались людьми менее деятельными и удачливыми. В конце XVIII столетия один из них, Сергей Алексеевич, вынужден был за долги продать усадьбу своему полковому шефу — светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину-Таврическому. Вслед за тем Дубровицы отошли в казну, а вскоре императрица Екатерина II подарила их своему фавориту графу А. Дмитриеву-Мамонову, который только-только женился на фрейлине княжне Щербатовой. При Александре Матвеевиче появились в имении отдельно стоявшая колокольня для Знаменской церкви, а также новый великолепный дворец взамен прежнего, голицынского. Во дворце особо привлекали внимание величественно-спокойные фигуры мраморных "египетских" львов у главного входа и центральный Гербовый зал.
     Примечательной личностью был и единственный сын графской четы, Матвей. Во время Отечественной войны 1812 года он на свои средства сформировал кавалерийский полк, в который, между прочим, вступили поэты В. Жуковский и князь П. Вяземский. Мамоновский полк доблестно сражался при Бородине, а его командиру была пожалована золотая сабля с надписью "За храбрость". Однако еще до войны граф Матвей стал активным масоном и впоследствии, хотя и не состоял официально ни в одной из декабристских организаций, убеждения их разделял. Даже разрабатывал собственную концепцию конституционной монархии в России. Но все это привело к печальному итогу: Дмитриева-Мамонова поместили в Дубровицах под домашний арест, а потом и вовсе объявили сумасшедшим.
     Наследников после себя он не оставил, и в 1864 году усадьба вновь отходит к Голицыным, однако, не к прямым потомкам Бориса Алексеевича, а к четвертой ветви. В этот период церковь Знамения была впервые капитально отреставрирована знаменитым архитектором, знатоком старорусского зодчества Ф. Рихтером. При этом, что весьма отрадно, здесь бережно сохранили все приметы петровского времени. Тогда же митрополит Московский и Коломенский Филарет вновь освятил храм.
     Сергей Михайлович Голицын — последний хозяин Дубровиц и к тому же один из богатейших людей России — уехал в эмиграцию еще до октября 1917-го. Во дворце потом несколько лет размещался очень хороший музей дворянского быта. Но, к сожалению, уже в конце 20-х годов всю мебель, картины и прочие экспонаты вывезли в Москву, в музеи Донского монастыря и "Царицыно", а дворец приспособили под детский дом. Потом здесь был сельскохозяйственный техникум с общежитием, потом школа летчиков. И уже после войны в здание вселился Всесоюзный научно-исследовательский институт животноводства (ВНИИЖ; сейчас, соответственно, Всероссийский). При всем этом дворец был перестроен, а вернее, изуродован до неузнаваемости — как снаружи, так и внутри. Лишь реставрация 1970 года вернула сооружению первоначальный внешний облик, внутри же был воссоздан только Гербовый зал.
     Что до Знаменской церкви, то ее превратили в начале 1930-х годов в склад. Так и прозябал много лет в полнейшем небрежении уникальный памятник архитектуры, хотя информация о нем включалась во все труды по истории русского искусства и путеводители по Подмосковью.
     Наконец, в 1990 году после долгой и мучительной борьбы с местными чиновниками храм был передан верующим и освящен в третий раз. Тогда же начались восстановительные работы, которые продолжаются по сию пору. В данный момент они ведутся в интерьере: уже засияли в прежнем блеске Царские врата иконостаса, поновлен ряд образов, старинное рельефное Распятие XVII века и латинские надписи в картушах.
     Вообще, Дубровицы оживают. В одной из комнат мамоновского дворца открылся небольшой музей. Еще несколько помещений ВНИИЖ уступил отделу ЗАГС, и соседство этой организации с храмом оказалось весьма символичным. Территория постепенно приобретает ухоженный вид, уже близкий к идеальному. Любознательный турист может прогуляться вглубь старинного тенистого парка до остатков бывших конюшен и служб. Сама усадьба недавно включена в список особо ценных культурных объектов России, пользуется вниманием как президента страны В. Путина, так и Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Так что есть полный резон побывать тут, тем более что нынешнее лето обещает быть жарким, а тополиный пух активно летает…
     
     P.S. Год 1722-й. С момента освящения церкви Знамения в Дубровицах прошло менее двадцати лет, а только-только созданный Петром I Святейший Правительствующий Синод специальным указом запрещает использовать для оформления православных храмов скульптуру во всех ее видах. Католическим традициям не место на русской земле! Однако указ этот, особенно вдали от Петербурга, не всегда исполнялся, чему свидетельство церковь-ротонда во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Подмоклово (близ Серпухова). Выстроенная в середине XVIII столетия, она очень напоминает аналогичные храмы Италии. Но лишь век XIX дал подлинный синтез искусств и способствовал появлению таких красавцев-исполинов как соборы Святого Исаакия Далматского и Христа Спасителя.