Иван Голубничий __ С ЛЮБОВЬЮ К ПРОСТОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
С ЛЮБОВЬЮ К ПРОСТОМУ ЧЕЛОВЕКУ

     
     Владимир ПОБЕДЁННЫЙ, "Право сильного" — М., МГО СП России, 2007
     
     Современный российский литературный процесс, не скованный какими бы то ни было едиными организационными рамками, развивается по своим неведомым законам. Но, также, как и в самой жизни, в нём естественным образом рождаются тенденции, которые, оформляясь с течением времени в магистральные направления, определяют развитие отечественной литературы как и в текущий исторический период, так и на грядущую перспективу. Сегодня ни для кого не секрет, что так называемый "дух времени", занесённый в наши просторы "ветрами перемен", не благоприятствует появлению литературных произведений, способствующих укреплению традиционных российских ценностей и исповедующих высокие принципы великой русской литературы, признанной во всём мире. Индустрия развлечения и потребления, запущенная в конце восьмидесятых годов либералами-реформаторами, продолжает по инерции работать и по сей день, несмотря на то, что в глубинах народного духа уже начали происходить необратимые процессы осознания смысла и предназначения России, и, как следствие, стала крепнуть воля к сопротивлению порабощению, в том числе и духовному. Современная русская проза, стоящая на позициях безоговорочной любви к Родине как источнику жизни и самобытности, в последние годы подарила отечественной литературе немало ярких имён. Наверное, сегодня не время для суетного выстраивания творческой иерархии — жизнь всё расставит на свои места, а пока есть смысл более внимательно всмотреться в пейзаж многообразной современной прозы, дабы не пропустить чего-то, заслуживающего внимания и поддержки…
     Проза русского писателя Владимира Победённого обладает рядом характерных признаков, уверенно помещающих её в контекст конкретного литературного направления. Прочитав всего лишь несколько абзацев, читатель сразу же явственно видит, что автор, к творчеству которого он прикоснулся, определённо не входит в когорту литераторов, взыскующих ныне славы и высоких гонораров за счёт эксплуатации человеческих слабостей и инстинктов. Литературный язык Владимира Победённого обладает той степенью художественности, которая, будучи порождённой естественной языковой средой, пропущенной через творческую индивидуальность писателя, доходит до читателя как живой голос родного народа, освобождённый от мусора жаргонных вкраплений и бессмысленных речевых штампов:
     
     "… Гуся загоняли и ловили руками во время линьки. На птичьих базарах собирали яйца с зеленоватой скорлупой в тёмно-зелёную и коричневую крапинки. На зверя в тайге ставили всевозможные петли, капканы, самострелы, колоды и другие ухищрения человека. С рыбой было проще. Край рыбный. Хватало её и в реках, и в озёрах, и в море. Летом ловили сетями (когда заготавливали на зиму для себя и на юколу для ездовых собак, у кого они были) и удочками. Во время хода лосося, глушили его на перекатах дубинами. А зимой брали рыбу удочкой на блесну из ледяных разломов в торосах…"
     ("Право сильного")
     
     Проза Владимира Победённого динамична, и сюжеты его рассказов, будучи порой более чем неприхотливыми, удерживают внимание читателя до самого конца. В этом одна из особенностей его прозы, делающей её вполне современной, несмотря на тематику, далёкую от современных "гламурных" романов, заполняющих ныне прилавки книжных магазинов, в основе которых лежит не любовь к жизни, а подчас лишь отвращение, страх реальности и усталость от всего… Проза многих выдающихся русских писателей вышла из очерка, и Владимир Победённый, не боясь реальности и быта, понимая, что это и есть настоящая жизнь, уверенно и очень талантливо развивает любые темы. Для него нет незначительных тем и неярких персонажей. Простой русский человек дорог ему именно в своём повседневном качестве — со своими слабостями, наивными заблуждениями и детским простодушием. Например, в рассказе "Не москвич" писатель создаёт ситуацию почти анекдотическую, но в его отношении к своему герою нет ни тени насмешки или издевательства, но только лишь сочувственная симпатия. Его герой, движимый самыми чистыми намерениями и не желающий смиряться с тем, что в новой реальности ему нет места, попадает в смешную и нелепую ситуацию не по глупости или корысти, а по внутренней чистоте и простоте:
     
     "… "Как же так-то? — вытирая пот со лба размышлял он, — Москва же… Интеллигентные, образованные, культурные люди тута, в достатке живут, не чета нашим деревенским. А вот же, колесо средь бела дня на глазах спёр. Иль не слыхал, что я ему кричал? А может он вовсе и не москвич? Что-то не похож на москвича… Да нет же, точно не москвич! Москвич так бы не смог.
     Успокоенный своим умозаключением, Михалыч, кряхтя, поднялся и побрёл к машине…"
     ( "Не москвич")
     
     Владимир Победённый живёт одной жизнью со своим героем, он с ним одной крови и происхождения, поэтому иногда персонажи его рассказов естественным образом ассоциируются читателем с личностью самого автора. В этом состоит секрет дарования писателя — будучи одновременно отчасти своим героем, он в то же время не идёт у него на поводу, а следит за его действиями и поступками пристальным и взыскательным взглядом, выверяя по ним пути русского человека в масштабах всего народа… Русский народ — народ-богоносец, на протяжении всей своей славной и многострадальной истории выносящий на своих плечах все тяготы и трудности во имя возвышенного идеала Правды и Справедливости, под пером писателя раскрывается во всём своём обаянии, несмотря на то, что подчас его импульсивные и по-детски непрактичные действия и поступки вызывают улыбку. Здесь следует сказать о том удивительном чувстве такта, с которым Владимр Победённый говорит о своих героях. Следствие ли это профессионального мастерства, или органичное свойство писателя — для читателя не суть важно. Главное для него то, что, воспринимая простого русского человека через призму воображения и обобщения писателя, читатель начинает любить человека не умственной эгоистичной любовью, а изнутри проникаясь кровным родством и неизбежностью вечного братского сосуществования на этой земле. В этом состоит особое достоинство писателя, требующее от него, помимо всего прочего, ещё и недюжинного жизненного опыта, осмысленного должным образом и должным образом воплощённого…
     Та "обойма" современных прозаиков, перед которыми открыты двери коммерческих издательств и страницы цветных журналов, как правило, даже не приближается к жизни простого народа, считая эту жизнь чем-то не заслуживающим внимания. Борис Акунин занимает читателя с незамутнённым интеллектом версифицированными приключениями измышленного сыщика Фандорина и фантастической монахини Пелагии, откровенно презирая своего читателя. Виктор Пелевин блуждает в псевдоинтеллектуальных сферах, дурача и опять-таки не уважая своего читателя. Владимир Сорокин… Сами понимаете. Для современной "респектабельной", "раскрученной" прозы характерны прежде всего акцентированная мизантропия, слегка закамуфлированная иронией и страхом смерти, и культ примитивных инстинктов. Линия, которую проводит в своём творчестве Владимир Победённый, активно противостоит названным тенденциям, причём противостоит не отрицанием последних, а сотворением своего собственного художественного мира, основанного на здоровом нравственном начале, позитивном созидании и утверждении жизни как самоценного смысла, не нуждающегося в подтверждении и объяснении.
     Новая книга рассказов Владимира Победённого станет заслуживающим пристального внимания событием в современной литературе. Каждый из его рассказов, коротких и длинных, забавных и грустных, не оставит равнодушным своего читателя. Время стремительно меняется, и не за горами тот день, когда российский народ отряхнёт со своих ног прах либеральных иллюзий и востребует высоких целей и идеалов, востребует реальной жизни вместе с её ежедневными маленькими радостями и мерным, завораживающим ритмом — взамен сегодняшней изнуряющей погони за фантомом материального благополучия. И тогда герои рассказов Владимира Победённого, простые люди труда, сойдут со страниц этой книги, воплощённые в своём читателе, и станут настоящими героями нового времени, осознавшими свой смысл и своё предназначение, поведут Россию по пути новых трудовых и ратных подвигов, нового величия… Залогом тому — неистребимое жизнелюбие русского народа, его приверженность здоровым нравственным ценностям, его генетическая память, не позволяющая ему отречься от своих истоков, как бы его ни принуждали к этому его извечные враги, которых всегда хватало.
     Представляя читателю новую книгу русского писателя Владимира Победённого, желаю приятного и вдумчивого прочтения.