Владимир Фомичев __ «СТРАНА НЕГОДЯЕВ» ВПЕРВЫЕ НА СЦЕНЕ
Московский литератор
 Номер 01, январь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Владимир Фомичев
«СТРАНА НЕГОДЯЕВ» ВПЕРВЫЕ НА СЦЕНЕ

     
     Поколение детей войны, к которому я принадлежу, было отторгнуто во все школьные годы от "несказанного света" поэзии Сергея Есенина. Он был просто запрещен, наряду с автором "Братьев Карамазовых" и "Бесов", создателем 12-томной "Истории Государства Российского", открывшем нашу Отчизну, "как Колумб Америку" (А.Пушкин). Один известный критик десятилетия назад убеждал меня, что не смогу при жизни опубликовать только написанное тогда стихотворение на эту тему, начинавшееся такой строфой:
     Рвал мое поколенье фугас
     В Минске, Вязьме, избушках селений.
     Да еще вырастали без вас,
     Карамзин, Достоевский, Есенин.
     Однако все три богатыря "нетленной культуры моей" за минувшее с тех пор время пришли к нашим современникам, стали ее "боевым охранением, как Алеша, Добрыня, Илья", и я свободно печатаю свою названную поэтическую вещь.
     Постижение народом жизни и смерти гениального национального поэта, глубины его шедевров идет семимильными шагами. Только в минувшем году о нем вышел бурно встреченный общественностью телесериал с исполнителем главной роли Сергеем Безруковым, роман Виталия Безрукова, капитальные книги Эдуарда Хлысталова "Тайна гибели Есенина. Записки следователя из "Англетера", "13 уголовных дел Сергея Есенина" и многие другие издания. На первом канале TV прозвучали слова Лейбы-Льва Бронштейна-Троцкого о том, что в результате Февральского и Октябрьского госпереворотов в России псевдонимные комиссары "получили лавочку размером в одну шестую часть планеты"! Совсем недавано такое откровение перед массами невозможно было даже предположить. Почему же изменилась ситуация? Потому что эту истину своевременно и художественно запечатлел "рязанский соловей", скрывать его творчество стало невмоготу, и теперь правду как бы подают от имени "прогрессивного телеящика", хотя прорвал молчание о ней, выйдя на авансцену общественного бытия, Сергей Есенин:
     Пустая забава, одни разговоры.
     Ну что же, ну что же вы взяли взамен?
     Пришли те же жулики, те же воры
     И законом революции
     всех взяли в плен.
     ……………………………………………..
     Старая гнусавая шарманка
     Этот мир идейных дел и слов.
     Для глупцов — хорошая приманка,
     Подлецам — порядочный улов.
     И вот новое подтверждение мощи Поэтического Духа, пробивающего любые грозовые тучи и озаряющего Родину ярким солнечным светом. Такое впечатление у меня осталось от спектакля "Сергей Есенин", на первом представлении которого мне посчастливилось присутствовать. Он поставлен Русским духовным театром "Глас", что на Малой Ордынке, 30/6. Зрелище имеет форму документально-поэтического по произведениям поэта и книге Сергея и Станислава Куняевых о нем. Авторами являются Заслуженный деятель искусств Никита Астахов и Заслуженная артистка России Татьяна Белевич.
     В спектакле звучат стихи поэта и песни на его слова, использованы фрагменты из поэм "Черный человек", "Пугачев" и других, размышления современников А.К.Воронского, Б.А.Лавренева, Л.Д.Троцкого, А.С.Серафимовича, А.В.Луначарского, А.П.Лежнева, Н.И.Бухарина, Л.С.Сосновского. Он построен на архивных видеодокументах из жизни главного героя.
     Если я присутствовал на начальном показе спектакля, то, вероятно, этот отзыв о нем пока единственный, однако, убежден, что их будет множество. И не только потому, что зал, как и в сей раз, думаю, всегда будет полностью заполнен публикой, внимательно слушающей артистов, восторженно им аплодирующей, вызывающей на "бис", тем самым свидетельствуя об их прекрасном мастерстве. Наверно, будут отмечать названных выше создателей представления — исполнителя лирического героя некоторых вещей С.Есенина и его Музы в "Письме к женщине", а также Народного артиста России П.Шальнова, читающего "Русь советскую", Заслуженного артиста Чувашии П.Каленова, В.Золотонога, М.Рослякова, В.Шорохова, исполнителей вокальных частей Д.Бережного, Е.Баженову, Т.Томашвили, М.Струганову, В.Ярославцеву, М.Ковалеву, П.Урбановичус и других. Главный нового явления содержательный элемент — сценическое воплощение "Страны негодяев", и, можно предсказать, что никакой рецензент — из "левых" ли, из "правых" ли — его не обойдет. В ней основной нерв, первопроходческая суть зрелища, все нити которого связаны с Чекистовым, Замарашкиным, Рассветовым, Номахом.
     Драматической поэмы не случайно пока в театрах не было. Она, по одной из версий, которую я тоже поддерживаю, — подписанный себе автором смертельный приговор. Потому с непреходящим волнением следишь за ее воплощением, с чего начинается второй акт. Правда, отрывки из этого шедевра с 1968 года читал артист Росконцерта Вячеслав Кузнецов в программе "В отчий дом ведут дороги". Это название как бы предопределило обращение духовного театра "Глас" к "Стране негодяев" в целом — самому сокровенному, что явилось жизнью и смертью коренного художника в идеологическом веке.
     Слушаешь монолог Рассветова и замираешь. Как будто только сегодня утром гений из Рязани создал следующие строки о США, где живут лучшие друзья современных так называемых демократов. До того стихи актуальны, хотя прошло более восьмидесяти лет после их написания:
     Вся Америка — жадная пасть.
     ………………………………..
     На цилиндры, шапо и кепи
     Дождик акций свистит и льет.
     Вот где вам мировые цепи,
     Вот где вам мировое жулье.
     Если хочешь здесь душу выржать,
     То сочтут: или глуп, или пьян.
     Вот она — мировая биржа!
     Вот они — подлецы всех стран.