Варвара Жданова __ ТЕНИ ГОВОРЯТ
Московский литератор
 Номер 01, январь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Варвара Жданова
ТЕНИ ГОВОРЯТ

     
      О фильме Я. Протазанова "Аэлита" (1924)
     В 1923 году в Россию вернулся Алексей Николаевич Толстой и скоро представил публике свой первый советский роман "Аэлита".
     Экранизация "Аэлиты" (1924) — первая советская постановка режиссера Якова Александровича Протазанова (1881-1945) — одного из родоначальников русского кинематографа.
     В Париже Протазанов мог бы считаться счастливчиком. Режиссеров кино тогда помнили гораздо хуже, чем актеров, но его фамилия была известна в профессиональных кругах. Нашлась режиссерская работа. Прекрасные гонорары. В 1921-23 годах во время пребывания за границей, на разных киностудиях он снял шесть фильмов.
     И вот появилась возможность вернуться. Старый знакомый Протазанова — М.Н.Алейников, теперь служил на киностудии "Межрабпом-Русь", имел связи в большевистском руководстве. Через Алейникова, с которым Протазанов дружески встретился в Берлине, ему удалось быстро, в две недели, добиться разрешения вернуться на родину.
     Протазанов приехал навсегда в Советскую Россию — счастливый от встречи, готовый к работе, не помнящий обид.
     В первых советских постановках Протазанова ощущается чудо внезапного нарождения нового мира, обустроенного с обстоятельностью сказки. Новый мир появляется в пределах знакомого пространства взамен отмирающих представлений.
     До "Аэлиты" советские фильмы не делались с таким размахом, с такой колоссальной (для страны, едва преодолевшей разруху) затратой средств. В кинотеатр на премьеру валила толпа, было не пробиться через ряды конной милиции. Потом пошли диспуты и дискуссии. Впечатление оказалось двойственным. Технически фильм "оправдал доверие", потому что смотрелся не хуже американских "боевиков", но как художественное произведение его оценили невысоко.
     Автор романа должен был участвовать в написании сценария (сценаристы Ф.Оцеп и А.Файко), но как-то не получилось, ему просто прислали приглашение на премьеру. А.Н.Толстому фильм не понравился.
     Позволим себе предположить, что фильм "Аэлита" — очень сложный по структуре, отражающий скопление мечтаний в душе интеллигента (инженер Лось — главный герой), и в то же время весьма четко выстроенный, скрепленный единой интонацией, во многом, опередил свое время и потому не был оценен современниками.
     В сценарии, написанном при участии Протазанова, были допущены существенные отступления от романа. В книге полет на Марс изобретателя ракеты инженера Лося и бывшего солдата-буденовца Гусева представлен в научно-фантастическом ключе. В фильме марсианские события — грезы Лося. Выведены дополнительные персонажи: сыщик-недотепа Кравцов, спекулянт Эрлих и его развратная жена, эмигрирующий на Запад товарищ Лося — инженер Спиридонов. Прибавлена любовная линия — Лось бешено ревнует жену к Эрлиху, чуть не убивает Наташу, стреляя из револьвера.
     Фильм начинается с таинственного события. Во все части света разосланы загадочные сигналы: "Анта… Одели… Ута…". Заведующий московской радиостанцией Лось, давно бредивший полетом на Марс, предполагает в них весть с далекой звезды. Он почти видит сны наяву, в грезах забывая о реальной жизни. Лося ждет разочарование. Очнувшись, он видит рекламный плакат: "Покупайте шины только марки "Анта", "Одели", "Ута". Мы разоблачаем таинственное радио". Загадочные слова оказываются рекламируемыми марками американских шин. Рекламная кампания задумывалась с размахом. Благозвучные слова, оказывается, придуманы для рекламы. Искусство — красивая упаковка, а хозяин положения — делец.
     Таинственный Марс, его прошлое и легенды, легендарная же большевистская Россия… Книга А.Н.Толстого привлекательна для кинематографа интересной фабулой, расстановкой характеров, но, не исключено, что автор романа временами пытается сыграть на романтических струнах читательской души, на восторженности и тяге к героизму, заменяя "высокую идею" пустой выспренностью слога.
     Думается, заслугой фильма — иногда смешного, искреннего, проникнутого исповедальностью, является полное преодоление ложного литературного пафоса литературного первоисточника.
     Марс — идеальный мир в представлении инженера Лося. В представлении Лося, напитанного образами классической русской литературы, с элементами декаданса и конструктивизма в мировоззрении, марсиане угловатыми движениями походят на древнеегипетские фигурки, но, более всего, напоминают римлян.
     "Марсианские" сцены фильма заставляют вспомнить о спектаклях таировского Камерного театра.
     Нарождение жизни в строящейся стране, ее смешная нелепица, голод и холод, толкотня с котомками на "эвакпункте" Курского вокзала, с бесконечным участием показаны в фильме.
     Эта, как после долгого сна, ясно осознанная привязанность, наивная тяга к простому труду, простому человеку и своей земле, роднит фильм с прозой позднего Льва Толстого.
     В конце фильма Лось сжигает в камине чертежи своей ракеты. Надпись: "Довольно мечтать. Всех нас ждет другая, настоящая работа".
     Сцена покушения Лося на убийство жены из ревности — скрытая реминисценция из "Крейцеровой сонаты" Л.Н.Толстого. Тема этой повести звучит вдруг, неожиданно, и с легкостью сна переносит в пространство Льва Толстого. Лось возвращается из командировки в поезде. Он смотрит в белеющее окно… Вот чутьем вы уже понимаете — это "Крейцерова соната". А дальше — сюжетное подтверждение. Москва… Вкрадывается слепая надежда… Герой входит домой… Нет, в доме — предполагаемый любовник жены… Герой, чувствуя себя обманутым, пылая ненавистью к нему и к жене, готов на убийство.
     Лось в таком же смятенном состоянии едет в поезде. Именно в поезде герой толстовской повести рассказывает свою историю случайному собеседнику.
     Сказочный мотив "Золушки" также пронизывает фильм. Глуповатый сыщик Кравцов нашел какую-то перчатку: "Не прикасаться. По этой перчатке я отыщу преступника". Так искали Золушку, имея в руках потерянный башмачок. Наташа (жена Лося) ждет мужа, смотрит на часы. Его все нет и нет. Товарищ Эрлих соблазняет ее поездкой на подпольный бал. Наконец, она соглашается. Садятся на извозчика. Уезжают. Подбегает Лось. Принц опоздал. На "балу" — красиво одетые дамы, элегантные мужчины — "из бывших". Наташа смотрит на изящную туфельку-лодочку и вспоминает разбитые лапти на ногах простых баб. "Останьтесь еще на полчасика", — просит Эрлих. Нет, новой Золушке пора убежать.
     Фантазер Лось в бешеной смертельной ревности осмеливается подражать самому Пушкину (недаром же его жену зовут Наташей). Коротая предрассветные часы после первой ссоры с женой, растерянный Лось садится за письменный стол… Подпирает щеку рукой… Вспоминается известный гравюрный портрет юноши-Пушкина (гравюра на меди Е.Гейтмана, 1822).
     Практически весь актерский ансамбль фильма состоял из дебютантов в кино. Впервые снимались: И.Ильинский (детектив Кравцов), Н.Баталов (солдат Гусев), Н.Церетели (инженер Лось, вторая роль — инженер Спиридонов), Ю.Солнцева (Аэлита), К.Эггерт (Тускуб — владыка Марса), Ю.Завадский (Гор — хранитель энергии Марса) и другие. Только Машу — невесту, а потом жену красноармейца Гусева — играла опытная киноактриса В.Орлова.
     В фильме сошлись несколько актерских школ: В.Орлова и Н.Баталов пришли из Художественного театра, Н.Церетели — из Камерного, И.Ильинский — из театра имени Мейерходьда. Это пошло на пользу фильму, сложившемуся, как мозаика ("собранье пестрых глав"). Н.Баталов создал образ "горячей головы", взбалмошного, но честного, но честного, открытого, простого парня. Маша В.Орловой — "тихоня себе на уме", но тоже добрая. Эти два характера тщательно, реалистически вылеплены. Что касается обитателей Марса, пригрезившихся Лосю, то их характеры будто взяты из сказки: прекрасная принцесса (Аэлита), злой король (Тускуб), отвергаемый царевич (Гор).
     Инженер Лось Н.Церетели с его "огненными страстями" напоминает героя-любовника русского дореволюционного кинематографа.
     "Аэлита" — один из тех фильмов (созданных вне идеологического диктата), что дарят жизненную силу, ободряют, вселяют веру. И сама картина — будто сбывшийся счастливый сон, сон о возвращении на родину, домой, на заснеженные московские улицы.