Иван Голубничий __ «ЛЮБВИ НЕПОЗНАННОЙ СИЯНЬЕ…»
Московский литератор
 Номер 23, декабрь, 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
«ЛЮБВИ НЕПОЗНАННОЙ СИЯНЬЕ…»

     
     Леонид РЕЗНИК. “Не покидай меня”. — М., МГО СП России, 2006.
     В бескрайнем, на первый взгляд неупорядоченном и почти хаотичном мире поэзии современной России, как и в прежние, прошедшие времена, отчётливо проступают две основные тенденции, определяющие её пути в просторах национальной культуры и её место в жизни людей. Одна из них являет собой воплощённый принцип следования классической традиции русского стихосложения, и, как правило, акцентированное внимание к смысловой и морально-нравственной составляющей творческого процесса. Поэзия классической школы имеет своего гарантированного читателя, хотя и существует широко распространённое мнение, что её формы являются подчас несколько архаичными для динамики современной жизни и подчас с трудом пробиваются сквозь агрессивное воздействие современных форм поэтического (тем не менее!) мышления. Другая тенденция, выразителями которой являются сторонники более адекватного взгляда на действительность и использования самых современных языковых средств, обладает более широкими возможностями по привлечению читательской аудитории — но, опять же, существует мнение, что подчёркнутый и подчас декларируемый отрыв от классических традиций ставит поэзию этого направления вне рамок российской культуры и делает её скорее продуктом актуального шоу-бизнеса… Существует и третья точка зрения, в основе которой лежит убеждение, что все вышеизложенные теоретические выкладки являются праздными не выявляют сути главного вопроса: — А как же именно следует писать сегодня, чтобы, с одной стороны, не отрываться от корней своей культуры, и, с другой стороны, оставаться человеком и поэтом своего времени?... Справедливости ради следует сказать, что обозначенные тенденции никогда не являлись замкнутыми, напротив — взаимопроникновение разных, порой взаимоисключающих форм и эстетических концепций часто давало позитивный результат и обогащало отечественную поэзию самобытными и оригинальными произведениям. Большинство поэтов, имеющих в начале своего творческого пути репутацию новаторов, в процессе естественной эволюции приходили к сочетанию новых форм с классическими традициями. В конце концов, без нового не было бы старого…
     Новая книга поэта Леонида Резника являет читателю яркое и талантливое сочетание вышеупомянутых качеств. В его стихах внутренняя раскованность современного человека, живущего реальными страстями и настоящими мировоззренческими исканиями, естественно сочетается с влиянием классического русского стихосложения, с его бережным отношением к рифме и размеру, к слову как таковому. Леонид Резник, очевидно, чувствует в себе приверженность к изящной образности, которая, органично вплетаясь в интимные интонации, делает его близким российскому "шестидесятничеству":
     Возьми свои карандаши
     И на альбомном развороте
     Изобрази мечту в полёте,
     Парящую в ночной тиши.
     Изобрази мою печаль
     И к небу вечное стремленье,
     Коротким мигом упоенье
     И поздней осени вуаль…
     Чрезмерный пафос и патетические излияние не свойственны его дарованию, и в этом состоит его особенность. Леонид Резник — поэт внутренних состояний, и на этом пути он добивается значительных и убедительных результатов. Его стихи, обладая несомненной преемственностью по отношению к одной из самых ярких ветвей отечественной поэзии, являются в то же время и видимым движением вперёд, когда "системы координат", оставленной предшественниками, поэту уже не хватает, и он проговаривает свои сокровенные тайны, порой мучительно выговаривая каждое слово, а порой выдыхая его совершенно естественным образом и как будто даже не замечая этого…
     …Вся жизнь — иллюзии и бред.
     Глаза раскроешь, станет ясно,
     Что ты идёшь на красный свет
     И столкновения ужасны.
     Теряя в них остатки сил,
     Под душ холодный попадаешь,
     Поняв, что тех, кого любил,
     Ты, в сущности, совсем не знаешь…
     Порой Леонид Резник использует на первый взгляд совершенно неприхотливую систему поэтических образов, — но достигает значительного результата именно в силу вечного стремления человеческой природы к Божественной гармонии. Вы можем вспомнить такие значимые для русской поэзии имена, как А.Фет, Я.Полонский, А.К.Толстой, которые, используя в стихах порой почти бытовую лексику, оставили нам образцы высочайшей поэзии, продолжающие быть недосягаемыми ориентирами для нас и по сей день. Леонид Резник не стремится любой ценой достигнуть неповторимой оригинальности, и это выгодно отличает его от современной генерации поэтов, стремящихся именно любой ценой прорваться на Олимп — сиречь телеэкраны, страницы цветных журналов и бульварных газет. Он пишет о том, что волнует его душу. Под его пером даже самые незамысловатые сюжеты оживают, обретают плоть и кровь, отрываются от автора и начинают жить своей собственной жизнью. Он выстраивает внутреннюю логику своего поэтического произведения, опираясь прежде всего на своё чувство, и только потом, бережно и тщательно, облекает это чувство в Слово, отпускаемое им в Мир. И когда это Слово начинает звучать, оно уже не нуждается в объяснениях и обоснованиях, с этого момента отвечая само за себя…
     В межгалактических скитаньях
     Моя душа в потёмках бродит.
     На древних пыльных изваяньях
     Следы иных миров находит.
     А виртуальное сознанье,
     Живя всегда в конфликте с явью,
     Всё ищет сущность мирозданья
     И тех, кто эти миром правит…
     В стихотворении "Белая берёза" поэт раскрывается перед читателем в совершенно классической манере, но это раскрытие через традиционные формы открывает его со стороны чуткого восприятия великой Природы, гармонии с которой вечно взыскует человек, и вечно не находит её. Вглядываясь в черты изменчивого и непостоянного мира, Леонид Резник видит в нём черты самого себя и откликается миру, как его неотторжимая часть, связанная с миром собственной человеческой сущностью и мироощущением. Он находит слова, претворяющие классический формы стиха в органичный и исполненный высокого смысла монолог:
     Белая берёза,
     юная краса,
     Почему с тоскою
     смотришь в небеса?
     Почему печальна,
     отчего грустишь?
     И над чем листвою
     тихо шелестишь?..
     В тех случаях, когда накал поэтического мироощущения поэта достигает критической точки, его строки обнаруживают интонации, присущие поэзии Николая Рубцова — столь пронзительна образность, столь обнажён поэтический нерв поэта, идущего как по краю пропасти…Слова, повторяемые рефреном, звучат уже как некие заклинания, обращённые то ли к небесам, а то ли вглубь себя, в поисках уже даже не ответов, а просто возможности отшатнуться от пропасти…
     Чёрное небо, вокруг ни огня.
     Чёрное небо раздавит меня.
     На белую землю пал небосклон
     И разукрасил всё в чёрное он.
     Чёрные улицы, снег и дома.
     Чёрною ночью правит всем тьма…
     В начале XXI-го столетия существует глобальная проблема, отягощающая как литературу, так и культуру в целом. Проблема эта состоит в перенасыщенности человеческого опыта, точнее, в том, что "всё уже было". Сегодня сказать что-то новое в какой бы то ни было области и не повторить при этом чего-то уже бывшего — задача поистине на грани возможного. В поэзии почти невозможно избежать влияний именно по этой причине. Но именно по этой же причине качество подлинного дарования становится тем более очевидным, чем убедительнее для общественного сознания он сумеет обозначить своё появление. Я не буду в данном случае конкретизировать свою мысль на основании произведений представляемого мной автора, поскольку он в этом совершенно не нуждается — его стихи говорят сами за себя. Хочу только особо подчеркнуть, что поэт Леонид Резник обладает достаточным личностным потенциалом и достаточными языковыми средствами, чтобы проявить себя в современной поэзии. Его поэтический темперамент, будучи весьма эмоциональным, почти не допускает "перехлёстов", что часто бывает свойственно поэтам, затрагивающим тему человеческих чувств. Вообще, чувство меры в высшей степени свойственно поэту Леониду Резнику. Особенно выделяются его стихи подчёркнуто лирического звучания, когда поэт, дистанцируясь от внешнего мира, говорит словно с кем-то потусторонним. Темой всех его стихов является любовь во всей возможных ипостасях: любовь к женщине, любовь к природе, любовь к Истине, Добру и Красоте…