Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 23, декабрь, 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     В российской действительности сегодня много острейших проблем. Одна из них — архивная экранизация "Тихого Дона", выкупленная за валюту у иностранцев, широко разрекламированная и с большой помпой показанная по TV. Экранизация, по практически общему мнению, не совсем удачная, и, возможно, заслуживающая участи храниться в музейных запасниках или быть предметом внимания исследователей творчества крупнейшего советского режиссёра — как пример того, к чему приводит даже большого мастера суетное желание соответствовать "духу времени". Кому было надо реанимировать очевидно неудачный творческий проект, обнародование которого автор не санкционировал — в принципе ясно: авторские права, "доработка", связанное с показом оплаченное рекламное время, и т.д. Одним словом, ситуация для думающего человека вполне "прозрачная". Но российские интеллектуалы не были бы таковыми, если бы не использовали столь удобный повод для упражнений в демагогии, возможно, не всегда бескорыстной. Один критик с самым серьёзным видом предлагает не обращать внимания на все нелепости экранизации, полностью сосредоточившись на гипотетической благородной авторской идее — адаптировать великий шолоховский роман для дебильного западного зрителя. Возможность вопроса "А почему, собственно, это нужно было делать любой ценой?" критиком даже не рассматривается. Впрочем, это нюансы. Суть состоит в том, что имя выдающегося мастера советского кинематографа и его экспериментальные творческие наработки были использованы известно кем в целях наживы и утоления комплексов. Это грустно и некрасиво, но вполне в духе времени. И можно сколько угодно инициировать "споры" по частностям, но в целом очевидно, что по отношению к бессмертному шолоховскому роману экранизация выглядит… скажем так, очень скромно, какими бы благими намерениями ни руководствовался её создатель.
     Примерно в этот же период в Москве на высочайшем научном уровне прошла презентация факсимильного издания текста рукописи романа "Тихий Дон". Событие, по своему значению несопоставимое с показом упомянутой экранизации, не удостоилось столь же пристального внимания российских СМИ и либеральных "мыслителей", поскольку не содержало в себе антирусского скандала, а служило высокой цели установления научной истины и утверждение величия русского гения М.А.Шолохова…
     Какое имеет отношение смерть гражданина Великобритании Литвиненко к жизни и проблемам российского народа? Зачем людям знать, каково состояние здоровья гражданина Гайдара (а кому сейчас легко?). Почему люди должны засорять свои мозги всей этой никчёмной информацией, насильно внедряемой в их сознание под видом "важнейших" новостей? В России ежедневно умирают с голоду, травятся поддельной водкой, исчезают бесследно, погибают от рук преступников сотни и тысячи людей, а народ, повинуясь заклинаниям либеральных СМИ, вынужден вникать в частные проблемы человечка, ограбившего их и фактически положившего начало обвальной деградации российской государственности и российского общества…
     Просвещённая Россия прочувствованно и пафосно отметила юбилей (посмертный) академика Д.С Лихачёва. В эпитетах не было недостатка, все они носили сугубо превосходный характер. Научные заслуги учёного и его биография, казалось, стихийно канонизировались, столь идеальные формы обретали они в устах отечественных златоустов: "…узник сталинских лагерей, блокадник, крупнейший учёный, и пр…" Прозвучало и обжигающее, сокровенное: "Последний русский интеллигент". Ну, понятно, это наш русский максимализм: если уж учёный — так крупнейший, если интеллигент — так или первый или последний… Но не в этом суть. В октябре Россия отмечал трагическую и героическую дату — тринадцатую годовщину преступного расстрела Конституции и Дома Советов. Тогда появился на свет документ эпохи, в народе именуемый "Раздавить гадину!", ставший для Ельцина моральным оправданием расправы с защитниками закона и Конституции. Вы не помните, чьё имя стояло под этой кровавой цидулькой среди упырей и вурдалаков? Его. "Последнего русского интеллигента". Впадая в транс благонамеренного подобострастия — не следует забывать об этом…