Иван Голубничий __ "С ПЕРВОЙ ПЕСНИ КОЛЫБЕЛЬНОЙ…"
Московский литератор
 Номер 22 ноябрь 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
"С ПЕРВОЙ ПЕСНИ КОЛЫБЕЛЬНОЙ…"

     
     Юлия ДЕМЬЯНОВА. "Разговор с собой". — М., МГО СП России, 2006.
     Нынешнее литературное пространство России столь насыщено, что разглядеть в общем потоке поэтических текстов нечто по-настоящему значительное с течением времени становится всё сложней. Мы видим, сколько сегодня выходит в свет литературных изданий, сколько стихов и прозы предлагает нам пресловутый свободный рынок — но так ли часто испытываем мы подлинное волнение, закрывая прочитанный сборник стихов или поэтический журнал? Вообще, насколько сегодня поэзия как таковая соответствует текущему моменту? И должна ли она, поэзия, соответствовать какому либо моменту?... Мы знаем (а кто-то и помнит), что в 60-х годах прошлого столетия поэты собирали целые стадионы — но много ли было подлинного от человеческого духа в творчестве тех поэтов? А сейчас, когда законы торговли проникли в литературный процесс, и на поэтические вечера собираются лишь подлинные ценители слова и чистые душой поклонники поэзии, значит ли это, что поэзия утратила свою актуальность? Всё это является предметом нескончаемого разговора, аргументы в котором иногда носят взаимоисключающий характер, а конца этому разговору нет и не предвидится. Может быть, именно это и замечательно. Будем говорить о конкретном.
     Новая книга Юлии Демьяновой являет российскому читателю без преувеличения зрелого автора, чьё творчество не является производным от неких умозрительных рассуждений, благонамеренных и просчитанных, как это часто мы наблюдаем в творчестве поэтов, избравших лёгкий успех игровой и декламативной школы отечественного стихотворства, столь популярной в либеральной окололитературной среде. Напротив, в её стихах, идущих от самой жизни, бьётся живой нерв современности, облагороженный влиянием классической традиции отечественного стихосложения и несуетным осмыслением вечных проблем…
     Покорное веку мгновенье
     Судьбою своей назови.
     Всё дорого: взлёты, паденья,
     Капризное счастье любви.
     Пой, сердце, не зная покоя,
     В Сиянии лиры душа.
     Приветствую Слово живое
     И жизнь, что до слёз хороша!
     Что бы ни пытались внушить нам идеологи космополитического либерализма, но нынешнее литературное поколение сохраняет верность традициям, завещанным нам нашей классической литературой и нашими выдающимися современниками — Н.Рубцовым, А.Передреевым, Ю.Кузнецовым. Когда Юлия Демьянова пишет: "Оглянись, встряхнись, Россия, поднимись с колен!..", то в этом страстном и пламенном призыве мы слышим и отголоски возвышенной пушкинской ноты, и исполненный великой скорби и боли некрасовский призыв, и великую блоковскую тоску по идеалу всеславянской славы, и многое, многое другое, ныне тёмными силами приговорённое к забвению, но всё равно упрямо прорывающееся сквозь запреты и блокады:
     ... Сети разорви тугие,
     Выправь гордый стан,
     Как к лицу тебе, Россия,
     Русский сарафан!
     В стихах Юлии Демьяновой вы не найдёте легковесного пафоса, напротив, каждое её слово тщательно выверено поэтическим чутьём и твёрдостью внутреннего человеческого стержня.
     … Я сон свой воочию вижу
     И вряд ли сумею забыть.
     Войну не простят те, кто выжил,
     О павших нам память хранить!
     В общественном сознании прочно устоялся стереотип женской поэзии, как поэзии исключительно любовной направленности. В значительной мере это представление соответствует действительности, поскольку в жизни женщины чувство любви, а также и вообще внутренний мир, занимает главное место. Очень немногим женщинам, избравшим в качестве дела жизни и судьбы поэтическое творчество, удалось возвысить свою сущность до подлинного творчества и поднять по-новому те вопросы, над которыми тысячелетия бьётся человечество, будучи не в силах дать на них окончательный ответ. Некоторые строки и строфы позволяют видеть в стихах Юлии Демьяновой нарождающиеся контуры подлинной поэтической драмы, которая свершается в сердце поэта и заставляет людей сопереживать и в процессе этого сопереживания открывать в своих душах новые, доселе неведомые возможности:
     … И печаль свою не скрою,
     Сердце ноет, жмёт,
     Кто-то русское, родное
     Из души крадёт.
     Понимание сущности поэтического ремесла Юлия Демьянова ёмко и убедительно даёт в стихотворении "О поэте и поэзии". И здесь, не впадая в излишнее многословие, но и не теряя сути, она открывает читателю своё понимание вещей, которые на самом деле не имеют некоего общеупотребительного смысла, а открыты каждому для видения и осмысления. И если её поэтическое суждение не укладывается в академические рамки, то это оттого, что, касаясь таких серьёзных категорий, она не идёт от стереотипов, а от своего собственного ощущения, которое и выражает в чеканных строфах:
     Кусай в раздумье
     колючий
     ус,
     Харизма,
     чутьё
     иль наука?
     Поэт —
     кто видит
     запах и вкус
     И слышит
     цвет
     звука.
     Наиболее ярко и объёмно характеризует поэта "Баллада о войне", поскольку содержит в себе почти все авторские ипостаси — и поистине публицистический размах, и лирическую задушевность, и по сути истинно женский ужас перед лицом войны, которого женщине не следует скрывать и прятать за фальшивыми словами, а только нужно уметь правильно высказать, найдя верное слово…
     Из тёмного царства Печали
     Удары Молоха стучат,
     Подземную песнь наковален
     Сменяет тревожный набат…
     …
     Железной подошвою смяла
     Посевы пшеничных полей
     И космы огня разметала
     Над кровом безвинных людей…
     Сам внутренний органический объём формы (в данном случае баллады) автор чувствует интуитивно, не затягивая размера, но и не обрывая естественного дыхания своего вдохновения. Метафоры её подчеркнуто классичны и напоминают, повторюсь, тяжеловесные ямбы А.Блока и Ю.Кузнецова, но едва заметно оттенённые и смягчённые сдержанным авторским мировосприятием русской женщины и человека XX-го века.
     Главное место в книге поэта Юлии Демьяновой занимает "Сказка о Солнце и его сыновьях", исполненная в параметрах классической русской сказки в стихах, но, подобно лучшим образцам этого редкого ныне жанра, наполненная подлинно эпическим духом. Сказочный сюжет, не лишённый подобающей ему занимательности и прихотливой вольности, служит автору обоснованием для того, чтобы прикоснуться к самым животрепещущим вопросам как современного бытия, так и российской истории в целом. В наши дни мало кто решится взяться за подобный масштаб в рамках стихотворчества. Юлия Демьянова убедительно справилась с поставленной себе задачей, воплотив её с подлинно женскими изяществом и лёгкостью, но и, в то же время, не погрешив против высоких критериев и беспощадности творческого взгляда… Здесь острейшие проблемы современности поднимаются в обрамлении сказочной аллегории, и выводятся таким образом на более высокий уровень обобщения, из предмета публицистики становясь проявлением высокой поэзии. Завершается поэма вполне традиционной концовкой, которая на самом деле является данью жанру. Подлинное завершение авторского замысла предполагается в сердце читателя, внимательно вслушавшегося в мудрое повествование и верно понявшего его…
     Для чего родится сказка?
     Это каждому подсказка.
     В ней увидишь свет и тьму.
     Выбор делать самому.
     В ней секрет, не наставленье,
     Голова для размышленья.
     Пусть и вам послужит впрок,
     Что другим пошло в урок.
     Творческий портрет поэта дополняют прозаические опусы, но о них мы предоставляем возможность судить читателю — в том же ключе, в котором написаны эти заметки. Невозможно, да и, наверное, нет существенной необходимости в рамках предисловия полностью рассматривать творчество Юлии Демьяновой — лучше предоставить возможность всем, открывающим её книгу, погрузиться в её духовный мир, и, соприкоснувшись с тревожным и вдохновенным дарованием, найти в её произведениях художественное воплощение ответов на вопросы, которые, повторюсь, мучают человека от момента создания до сего дня.
     Русская поэзия, несмотря на эстетические различия поэтов и иногда неразрешимые противоречия между ними, в основе своей всегда стояла на позициях любви к Отечеству, верности традициям гуманизма и искренности чувства. Юлия Демьянова находится на правильном пути, и только от неё самой зависит, пройдёт ли она его до конца. Её книга представляет живой интерес как для поэтов, так и для ценителей поэзии. Желаю ей внимательного и пристрастного читателя…