Николай Песоцкий __ БЛАГО В ГРЕХЕ НЕ ТВОРИТСЯ ИЛИ ЕЩЁ РАЗ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ НЕПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В "ПРАВОСЛАВНУЮ"
Московский литератор
 Номер 18 сентябрь 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Николай Песоцкий
БЛАГО В ГРЕХЕ НЕ ТВОРИТСЯ ИЛИ ЕЩЁ РАЗ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ НЕПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В "ПРАВОСЛАВНУЮ"

     
     "Поместная" — это территориальное обозначение, которое применяется как к Полноте определенной автокефальной Церкви, так и к ее составляющей единице — епархии, (определенной территории, местности), возглавляемой епископом", — Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир
     
     ИДЕЯ СОЗДАНИЯ В УКРАИНЕ так называемой единой Поместной православной церкви возникла не сегодня. Её приверженцы, среди которых и представители официальных властных кругов, уже традиционно связывают само существование такой церкви с необходимостью "укрепления государственности" и "обеспечения гражданского единства и согласия". Но если даже отбросить все сомнения в искренности нынешних руководителей страны и предположить, что ими действительно движет забота о благе Украины, объективно следует признать: административное вмешательство в церковные дела вызовет лишь дестабилизацию в обществе, крайне обострит религиозную ситуацию, противопоставит верующих, которые окажутся втянутыми в жестокий затяжной конфликт. А это — прямой путь к ослаблению государственности.
     
     Разговоры о единой Поместной православной церкви становятся громче не только в периоды национального подъёма и активизации государственного строительства, но и во время смены персоналий в высших органах власти в стране. А это прямое свидетельство того, что украинские лидеры не отказываются от замысла не только надёжно заручиться поддержкой различных политических, общественных и религиозных организаций, но и взять в свои руки рычаги влияния на них.
     Именно этим, в первую очередь, объясняется очередная реанимация идеи создания в Украине единой Поместной православной церкви. С одной стороны — конституционно закреплённое положение о церкви, отделённой от государства, с другой — очевидное стремление сделать её практически ещё одной государственной структурой.
     Под созданием единой Поместной православной церкви подразумевается, по замыслу инициаторов, объединение "всех православных церквей". Но если таковой действительно можно назвать каноническую Украинскую православную церковь (УПЦ), пребывающую в духовном единстве с Русской православной церковью (РПЦ), то уж никак не назовёшь церквями, а тем более — православными, самопровозглашённые общины — Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Понятия "православная" и "церковь" на самом деле формально содержатся только в их названиях. С точки же зрения канонического права — своего рода церковной конституции — эти организации далеки от религиозных, поскольку в их иерархии отсутствует апостольское наследование.
     Предстоятель Украинской православной церкви Владимир (Сабодан) неоднократно утверждал, что единая Поместная православная церковь в Украине уже существует. Она берёт начало со времен святого великого равноапостольного князя Владимира — Крестителя Киевской Руси. Сегодня Украинская православная церковь имеет канонический статус, она "свободна и независима в своем управлении", как об этом говорит Патриарший Томос от 27 октября 1990 года.
     Согласно с территориальным принципом, принятым в каноническом православии, УПЦ объединяет ныне 35 епархий, которые насчитывают 11 тысяч парафий. И если, по мнению Предстоятеля, речь и пойдёт о "приобретении Украинской православной церковью нового канонического статуса", то двигаться к его достижению следует также исключительно "каноническим путём".
     Сегодня уже не может вызывать сомнений, что раскольничьи религиозные объединения — УПЦ КП И УАПЦ — избрали для достижения своей цели иной путь. Невзирая на закреплённую Конституцией декларацию об отделении церкви от государства, они пытаются достичь своего и получить желанный статус именно при поддержке высшего политического руководства страны. Такие действия лишь ухудшают ситуацию. О каком единстве украинского православия могут говорить последователи новой Поместной церкви, если они отошли от канонического права, то есть, от самого православия, и, по сути, выродились в секты?
     Следует напомнить, что основной причиной раскола православия на УПЦ и УПЦ КП в начале 90-х годов прошлого столетия была позиция верховной власти, поставившей цель создать церковь Киевского патриархата, якобы "свободную от Москвы", а на самом деле — от канонического православия. Идея создания на базе "всех православных церквей" единой Поместной церкви уже второе десятилетие служит базой для опасных спекуляций, провоцирует углубление церковного раскола среди православных Украины.
     Начало ему в своё время положил экс-президент Украины Леонид Кравчук. Именно он выдвинул лозунг: независимой державе — независимую церковь, имея в виду предоставление автокефалии Киевской митрополии Московского патриархата.
     Политический расчёт соседствовал с тривиальным протекционизмом: так называемую Украинскую православную церковь Киевского патриархата сначала де факто, а затем и де юре возглавил лишённый сана бывший митрополит Филарет (Денисенко), к которому перешли все полномочия, в том числе и финансовые. Тем не менее, православные Украины, несмотря на все предпринятые властями усилия, не пошли за раскольниками, сохранив верность Украинской православной церкви, пребывающей в каноническом единстве с Московским патриархатом.
     Принудить верующих к поддержке церковного сепаратизма властям так и не удалось, несмотря на самую настоящую религиозную войну, развязанную против канонической УПЦ. Ежедневно стали поступать сообщения о насильственном захвате храмов УПЦ раскольниками и военизированными формированиями УНА-УНСО. Против священников канонической церкви развернулась целая пропагандистская кампания, они подвергались прямой дискриминации со стороны властных структур.
     Разве могло при этом кого-то утешать, что в представлении некоторых украинских политиков — вдохновителей раскола -"самостоятельная" Поместная церковь должна была стать неким необходимым атрибутом украинской государственности, её идеологической базой? Естественно, что создание суррогата православия в виде автокефалистских раскольничьих псевдопатриархатов, а особенно с учётом такого субъективного фактора, как личная аморальность и коррумпированность многих лидеров раскола, привело к поистине страшным последствиям. Во всяком случае, именно так воспринимали и воспринимают это действительно верующие люди. Сохранив внешнюю сторону традиционной обрядности, раскольники выхолостили в своём сообществе главное — всякое истинное проявление православной духовности. Стоит лишь сказать, что обряды, совершаемые служителями-раскольниками, по канонам православия лишены Божьей благодати. Говоря языком светским, они попросту недействительны, будь-то исповедь, венчание или отпевание покойного.
     Любые попытки создания так называемой единой Поместной церкви сопровождались драматическими и даже трагическими событиями. Вспомним, например, июль 1995 года, когда загадочная смерть главы самопровозглашённой УПЦ КП Владимира (Романюка) обернулась кровавым побоищем на его похоронах. Всё в тот день было не по-человечески, не по-христиански. Бесспорно, причина случившегося 18 июля на Софийской площади — именно в расколе среди украинских священников и сговоре некоторых из них с высокопоставленными политиками. Владимир стал весьма подходящей фигурой для провокации, которая могла открыть и тем, и другим путь и к вершинам светской и духовной власти, и к личному обогащению.
     Уже накануне смерти Владимира в прессу просочились сведения о том, что отношения среди автокефалистов напряжены до предела. Ранее несостоявшийся патриарх Филарет (Денисенко) совместно с боевиками УНА-УНСО открыто явили антихристианское отношение к главе "своей" УПЦ КП, захоронив тело Владимира Романюка в грязный придорожный асфальт, в неосвященную некладбищенскую землю. Его погребли как самоубийцу или еретика, спровоцировав при этом массовое избиение ни в чём не повинных людей. Многие понимают, что само намерение захоронить Владимира Романюка в стенах Софии Киевской было обречено на кровавый конфликт.
     Комментируя те десятилетней давности события, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 22 июля 1995 года во время своей поездки в Минск назвал "достойными осуждения действия киевских раскольников, отделившихся от Матери-Церкви и использующих для удовлетворения политических амбиций даже смерть".
     Никого в нашем обществе не должен оставлять равнодушным тот факт, что уже третий по счету украинский Президент (при всей их кажущейся несхожести) поддерживает именно идею создания новой единой Поместной церкви. Это ли не подтверждение продолжения традиции политической конъюнктуры?
     Впрочем, этого не скрывают и сами авторы "объединительной" идеи. Например, глава УПЦ КП Филарет (Денисенко), воодушевившись поддержкой со стороны нового руководства страны, в одном из своих недавних интервью не скрывал, что уповает в этом сугубо церковном деле на "помощь" государства (читай — на прямое его вмешательство). "Мы обратились к Президенту Украины — чтобы он поспособствовал признанию Киевского патриархата как Поместной церкви. А без государства этот вопрос вообще не может быть решен", — такая вот позиция Денисенко. По сути, гражданин Денисенко, руководитель так называемого Киевского патриархата, призывает государство провести ревизию организации церкви. Разумеется, это абсурд. К примеру, как бы отнеслись католики или, скажем, мусульмане к предложению объединиться с сектами, возникшими в их среде? Такой абсурдный вариант здравомыслящими людьми вообще не может быть принят. Так почему же исключение должно составлять украинское православие?
     Видимо, в ответ на неустанные заботы некоторых государственных деятелей о процветании УПЦ КП её "Священный синод" ходатайствовал перед Виктором Ющенко о присвоении народным депутатам Украины Игорю Юхновскому, Павлу Мовчану и председателю Ривненской областной государственной администрации Василию Червонию звания "Герой Украины". Как ни абсурдно это звучит, по мнению самопровозглашённых иерархов УПЦ КП эту высокую награду они должны получить "за большой личный вклад в возрождение украинской государственности, развитие национальной культуры и украинского православия…"
     Заслуживает особого внимания оценка Патриарха Московского и всея Руси Алексия II основных болевых точек современного православия и состояния дел в Украине.
     "Понятно желание национальных правительств, — отметил Патриарх, — добиваться религиозного мира и стабильности в своих странах. К сожалению, часто случается так, что, даже действуя из благих побуждений, они провоцируют ещё большее обострение уже имеющихся конфликтов". Не исключено, что не всё со стороны украинских политиков делается исключительно из корыстных соображений. Возможно, нынешние государственные мужи, многие из которых воспитаны в атеистической среде, просто проявляют свое невежество в области теологии. Как следствие — они видят церковь субъектом государства. И когда поддерживают идею объединения раскольников под эгидой организации с привлекательным для них названием, не понимают, что ничего общего с истинным религиозным движением это не имеет. Церковная жизнь определяется своими канонами, у неё свой путь развития, а сама Церковь не может быть таким же атрибутом государственности, как таможня, администрация Президента или Министерство иностранных дел.
     Эти руководители не знают или "забывают" истину: Церковь — это не тот земной институт, в котором служат светские чиновники. Это — таинственное установление Божье, имеющее целью спасение души человека. И нужно считаться с тем, что жизнь Церкви протекает по канонам, выработанным соборным разумом. Этого не учитывают "объединительные" сценарии, поскольку напрочь игнорируют истину: раскольники не входят в Церковь иным путем, кроме как через искреннее и нелицемерное раскаяние. Проблема же осложняется многократно тем, что среди раскольников-автокефалистов немало лиц, законность рукоположения которых не может быть признана Церковью. Объединиться с таковыми — значит потерять благодать апостольского преемства, хранимую веками. Ни иерархия, ни народ церковный не примут такого задуманного светскими властями "объединения", которое с точки зрения канонов является абсолютно неприемлемым и не может быть расценено иначе, как неприкрытое давление государства на Церковь.
     Очевидно и то, что в результате жёсткого администрирования приверженцев УПЦ КП, УАПЦ и верующих УПЦ разводят по разные стороны баррикад. Даже получив какое-то количество приходов и прихожан, созданная "сверху" так называемая единая Поместная церковь сразу же объективно противопоставит себя верующим, оставшимся в лоне Церкви канонической. Не укрепляется, а разрушается державность, мир и согласие такими действиями. Не бывает сильного государства с разобщённым народом. Пример тому — история стран, где уже многие десятилетия, а то и века, длятся религиозные конфликты, закономерно сопровождающиеся межнациональными и общественными. И это еще одно напоминание о том, что правительства и правители имеют свою земную жизнь, а Церковь — свою, Божью. Не следует спекулировать терминами и заявлять о "создании Церкви". Политики могут создать партийный блок или общественную организацию. Что касается Церкви Христовой, то к ней термин "создание" людьми применяться не может, ибо Церковь создана один раз своим Главой — Господом нашим и, по словам апостола Павла, является Его Телом. Вспомним об этом, когда в очередной раз услышим призыв принять участие в греховном деле — разрывании этого святого Тела.