__ ЗА СТРОФОЙ БИОГРАФИИ. Беседа Ивана ГОЛУБНИЧЕГО с поэтом Евгением НЕФЁДОВЫМ в связи с его 60-летием.
Московский литератор
 Номер 17 cентябрь 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

ЗА СТРОФОЙ БИОГРАФИИ. Беседа Ивана ГОЛУБНИЧЕГО с поэтом Евгением НЕФЁДОВЫМ в связи с его 60-летием.
Евгений Нефедов
     "Московский литератор". Евгений Андреевич, редакция нашей газеты, а с нею вместе и все руководство Московской городской организации Союза писателей России, которое относится к вам с неизменным и многолетним уважением, сердечно рады поздравить известного поэта, переводчика, публициста, сатирика, просто нашего давнего друга Евгения Нефёдова с этой значительной, знаменательной юбилейной датой. Пожелания наши просты и традиционны: доброго вам здоровья, новых книг, свершения всех творческих планов.
     Евгений НЕФЁДОВ.
Спасибо, мне всегда приятно общаться и с вашей газетой, чьим читателем и автором я давно являюсь, и с друзьями-коллегами, представляющими в Союзе писателей России её надёжную Московскую, как теперь говорят, команду. Это разноликий, разновозрастный, разножанровый, но достаточно яркий и плодотворно работающий коллектив. Собственно, я и сам ведь вхожу в него как москвич, так что и поздравление ваше расцениваю как семейный, братский привет. По нынешним временам это очень ценный и трогательный момент…
     "МЛ". Но поздравление, разумеется, — только вступление к разговору, который хотелось бы с вами мне повести. И начать его вот с чего. Как человек творческий, автор многих хороших и разных книг, вы давно знакомы большому кругу читателей. Ну, а как просто человек — откуда пришел в литературу Евгений Нефёдов, в каких краях родился и рос, где учился, работал — короче, какова биография юбиляра?
     Е.Н.
Родился 7 сентября 1946 года в г. Красном Лимане Донецкой области. Родовые корни по отцу — в Тверской, по матери — в Нижегородской областях, но судьба свела родителей на Украине, где и жила наша семья в послевоенное время. Отец работал на железной дороге, мать была домохозяйкой, воспитывала троих детей. После школы я был рабочим, служил в армии в Забайкалье, в 1971 году окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал в районной газете в родном городе, был редактором областной газеты "Комсомолец Донбасса". С 1976 года — собкор "Комсомольской правды" в Донбассе, затем заведующий отделом и обозреватель этой газеты в Москве, далее в течение пяти лет — её собкор в Чехословакии. С 1990 года — один из создателей и руководителей газет "День" и "Завтра". Кроме этого — автор двадцати книг поэзии, публицистики, переводов, литературных пародий. С 1978 года — член Союза писателей СССР, в настоящее время — секретарь Правления Союза писателей России. Лауреат нескольких российских и украинских литературных премий, академик Петровской (Санкт-Петербург) академии наук и искусств, заместитель президента "Землячества донбассцев" в Москве, в организации которого активно участвовал в своё время.
     Что там ещё указывают в биографии? Семейное положение? Родители мои, к сожалению, уже ушли из жизни, брат — Нефёдов Борис Андреевич, работает в Российском Союзе промышленников и предпринимателей в Москве, сестра — Нефёдова Светлана Андреевна, пенсионер, проживает в Харькове. Жена — Нефёдова Людмила Александровна — моя коллега, наша дочь Татьяна Евгеньевна — референт-переводчик, у неё с мужем двое детей.
     "МЛ". Что ж, Евгений Андреевич, биография, действительно, достаточно простая, но ведь это вы как бы бегло ответили на вопросы анкеты. А если сказать о том же — но уже шире, и главное — языком поэта Евгения Нефёдова? Начните, допустим, со своего родного Донбасса, ведь это же легендарный край в истории нашего государства…
     Е.Н.
О да, Донецкая земля — моя малая родина, первая главная школа труда и жизни, то благословенное место, где я начал писать стихи и издал первые книги, встретил любовь и создал семью, где мы растили дочь и обрели много хороших и верных друзей. Конечно, не всё было, может, так гладко и радужно, как видится через годы, — ведь приходилось переживать и какие-то неудачи в работе, и иметь взыскания, и проходить через многим знакомые в молодости жилищные неурядицы, и разочаровываться в людях, и терять своих близких… Но, во-первых, человеку свойственно помнить лучшее, а во-вторых — какие беды тех лет сравнимы с несчастиями, постигшими всех нас в последующие годы?!
     Родной мой Красный Лиман — удивительный, неповторимый город! Говорю так не из какого-то местнического чувства, а вполне объективно, и даже готов пояснить, почему так всегда считал и считаю. Это та часть Донбасса, где нет еще шахт и больших заводов, а есть — как хранит это моя память — зачарованный, текущий из самых истоков нашей истории Северский Донец, есть поразительные озера-лиманы, неповторимые грибные леса, бесконечные поля и луга с меловыми горами на горизонте. Зимой здесь чисты снега, а летом свежа трава, и люди всегда добры и приветливы, и много красивых лиц, поскольку ведь слово Красный в названии города — это не только цвет революции или пролитой в боях крови, но и близкое слуху любого украинца или русского определение красоты — земной и людской. А для тех, кто решит, что таков уж, мол, взгляд поэта, добавлю и вещи вполне прозаические, но не менее для меня дорогие. Родной мой город всегда был таким же, как весь Донбасс, трудягой, это знаменитый железнодорожный узел, славный умением и традицией крепко работать, растить такую же смену, умеющую с толком готовить в путь поезда и доблестно их водить. Наш символ — движение, и не случайно же из колыбели диспетчеров и машинистов вырвался крепкий, упрямый краснолиманец даже на звездную магистраль — это мой друг и земляк, герой-космонавт Леонид Кизим. Сейчас мы в Москве живём по-соседству…
     "МЛ". Вот это уже — лексика поэта: начал с земли, а закончил звездами! И большой круг друзей, среди которых, кстати, множество интересных, известных в стране людей, — тоже ведь показатель широты души, открытости нрава, общительности натуры. Таким вас многие знают, но есть ведь у поэта и Муза — не посвятите и ей несколько слов?
     Е.Н.
Вообще-то, ей я посвящаю не просто слова, а стихи — вот уже тридцать пять лет. Но не думайте, что это простое и лёгкое дело в моём положении: моя жена Людмила Александровна — тоже человек пишущий, мы и познакомились-то когда-то как двое начинающих поэтов… Она тоже родилась в Красном Лимане, потом училась в Сибири, закончила Томский Государственный педагогический институт. Между прочим, успешно занималась там бальными танцами, участвовала в конкурсах высокого уровня, имела заслуженные награды… Затем возвратилась в родной город, работала преподавателем русского языка и литературы в средней школе, секретарем Краснолиманского райкома ЛКСМ Украины, редактором Донецкого облполиграфиздата. С переездом семьи в Москву была сотрудником Всесоюзной Книжной палаты, журналистом "Вечерней Москвы" и других изданий, несколько лет работала в филиале Института русского языка им. А.С. Пушкина в Праге. С 1993 по 2004 гг. была консультантом, советником, зам. начальника отдела Пресс-службы аппарата Государственной Думы РФ. Она опытный специалист — но в момент “чистки” Думы “Единой Россией” ей без особого объяснения мотивов было отказано в дальнейшей работе... Ещё Людмила Александровна — автор книг и регулярных публикаций в периодической печати, член Союза журналистов и Союза писателей России, лауреат престижной премии "Слово к народу". Её герои — подвижники Отечества, носители идей государственности, работающие в политике и культуре, науке и производстве. Она в числе первых вступила в Землячество донбассцев Москвы и активно участвует в его мероприятиях, считая их действенной формой упрочения дружбы и сотрудничества между Россией и Украиной, их регионами и людьми.
     "МЛ". Ну, теперь читателю будет тем более всё понятно о главном источнике вдохновения поэта Нефёдова… Кстати, Евгений Андреевич, давайте перейдём непосредственно к вашему творчеству. Точнее, в очередной раз мы опубликуем вас как поэта в одном из следующих номеров "Московского литератора". А сейчас, если можно, скажите несколько слов о своей литературной судьбе.
     Е.Н.
С удовольствием это сделаю, но прошу заранее извинить, если при этом придется упомянуть ещё раз какие-то биографические моменты. Итак, моя литературная судьба начиналась еще в школьном возрасте, в 50-е — 60-е годы, когда стихи появились сначала в районной газете родного города, затем в "Пионерской правде", а далее — и на страницах "Комсомолки". Потом печатался в читинской армейской газете "На боевом посту", в студенческом "Московском университете", в выходивших на Украине газетах "Комсомолец Донбасса", "Комсомольское знамя", "Лiтературна Украiна", журналах "Донбасс" и "Радуга". В Москве мои стихи публиковались в последующие годы и публикуются ныне в самых разных изданиях: "Комсомольская правда", "Литературная Россия", "Литературная газета", "День", "Завтра", "День литературы", "Российский писатель", "Московский литератор", журналах "Москва", "Наш современник", "Октябрь", "Юность", "Гражданин", в различных поэтических антологиях, в коллективных и тематических сборниках, на страницах календарей, в газетах и журналах регионов России.
     Мои первые поэтические сборники "Взлётная полоса" и "Цель" вышли в Донецке, после чего я был принят в Союз писателей СССР, а вскоре приглашен на Всесоюзное совещание молодых писателей в Москву, где какие-то мои вещи получили добрые отзывы Егора Исаева, Василия Фёдорова, Владимира Фирсова, Татьяны Глушковой, Геннадия Серебрякова... Примерно тогда же главный редактор "Комсомольской правды" В.Н. Ганичев предложил мне стать заведующим отделом литературы и искусства этой газеты, а также выступить на её страницах с очерком о своём любимом литературном произведении под рубрикой "Вечная книга". Я охотно откликнулся, поскольку давно мечтал написать большую работу о легендарном "Василии Тёркине" Александра Трифоновича Твардовского, поэта, от которого я ещё в юные годы, увлечённый было новациями "шестидесятников", получил простой и мудрый совет: "Пишите всегда такие стихи, чтобы они были близки и понятны вашей маме..."
     Возможно, именно с той поры народное начало, русская поэтическая традиция, тяга к родным корням заняли прочное место в моём творчестве. У меня выходили книги "Радар", "Ничейный сад", "Но Кто-то незримый...", "Тема "Дня", "Рубеж", "Свет впереди", "Соль земли славянской" и другие, о которых по-доброму отзывались в прессе и на литературных встречах Егор Исаев, Михаил Алексеев, Сергей Викулов, Александр Проханов, Владимир Бондаренко, Татьяна Глушкова, Игорь Ляпин, Владимир Середин, Иван Голубничий, Максим Замшев, Марина Струкова, Виктор Широков, Савва Ямщиков, Олег Дорогань, Олег Пащенко... Будь то статья, рецензия, небольшой отклик — все они были доброжелательны, профессиональны, содержали и позитивную оценку моих удач, и необходимую критику, где она требовалась.
     Не могу не сказать, что мне и самому не чужд критический, сатирический жанр. Я автор сборников поэтических пародий "Вашими устами", "С кем поведёшься...", "Говорилиада", соавтор (публицистика Александра Проханова, карикатуры Геннадия Животова, стихи Евгения Нефёдова) двух объёмных альбомов острой политической сатиры, председатель творческой секции сатиры и юмора при Союзе писателей России, инициатор создания и редактор "пилотных" номеров газеты "Русский смех", многолетний автор именных сатирических колонок "Евгений о неких" в "Дне" и "3автра" и "Вашими устами" в "Дне литературы". Горжусь, что мою работу в "весёлом жанре", как рассказывали мне Станислав Куняев и Геннадий Гусев, по достоинству оценивал Юрий Кузнецов: заведуя отделом поэзии "Нашего современника", он публиковал не только мои стихи, но непременно и пародии.
     "МЛ". Ещё одна грань вашего творчества — поэтические переводы. Как пришли вы к этому жанру?
     Е.Н.
Да как все. Помню, работая собкором "Комсомолки" в Праге, переводил и публиковал в русских изданиях стихи Юлиуса Фучика и других чешских поэтов. Много лет открываю русскому читателю стихи земляков-украинцев, и в наибольшей степени — Бориса Олейника. За книгу "Тайная вечеря", изданную в Москве, выдающийся украинский поэт был удостоен Международной премии им. М.А.Шолохова, а я как переводчик — премии Украинского Фонда культуры…
     Но при всем перечисленном выше считаю себя прежде всего автором лирических стихотворений. Такова моя главная поэма "Свет впереди", многие стихи о любви, о верности, о краткости и о вечности человеческой жизни. Основа этих раздумий — кровная связь любого из нас с родной землей, с её бедами и победами, с большими и малыми радостями и горестями, с неразгаданной тайной русской души... Лирика сегодня даже как бы не всегда "вписывается" в наш прагматичный, яростный век, но тем и ценны ее доброта, открытость и человечность на фоне грозящего миру распада: если душа жива, если она продолжает любить, страдать и искать ответы на то, что никак не даёт ей покоя, — значит, напасти еще можно преодолеть. Тема света и веры в добро — главная для меня как поэта-лирика. Мне близко песенное творчество — самое народное искусство на земле. У меня есть песни в соавторстве с Владимиром Шаинским, Георгием Мовсесяном, ансамблем "Сябры", Александром Щадиловым, музыкантами МХАТа им. Горького, просто людьми, для кого поэзия — всегда песня.
     "МЛ". Что же, Евгений Андреевич, ваша песня — чиста и сердечна, а главное — она еще далеко не полностью спета. От души желаю вам новых творческих свершений, здоровья и вдохновения. Ещё раз — с наступающим юбилеем!
     Е.Н.
Спасибо — и добрый привет всем читателям и редакции вашей газеты.