Дмитрий Аграновский __ МЫ ГОВОРИМ: «КУБА!»
Московский литератор
 Номер 17 cентябрь 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Дмитрий Аграновский
МЫ ГОВОРИМ: «КУБА!»

     
     Я говорю вам: "Куба"! Ведь правда, что вы непроизвольно начали улыбаться? Наверное, немного слов, стран, людей сразу и безусловно вызывают такие однозначно положительные эмоции. Что представляем мы при слове "Куба"? Море, солнце, Свобода, оптимизм и жизнелюбие. У каждой страны свое лицо. У Америки — Джордж Буш, ковбой, жующий жвачку в Эрмитаже, у Англии — Маргарет Тетчер, от взгляда которой молоко скисает, у Кубы — Команданте Фидель и Команданте Че Гевара. Есть свое лицо и у каждого века. Не будет преувеличением сказать, что лица ХХ века — это Ленин, Гагарин и все те же Команданте Фидель и Команданте Че Гевара.
     В чем секрет этого? Почему выдающиеся люди — от Диего Марадоны до Габриэля Гарсиа Маркеса считают за большую честь дружить с Фиделем Кастро? Почему, несмотря на все усилия западной пропаганды и ее неотъемлемой части — шоу-бизнеса, самый тиражируемый образ у молодежи в любой стране — Че Гевара, а за здоровье Команданте Фиделя молятся в абсолютном большинстве стран, даже весьма далеких от социализма (например, в странах Евросоюза), и уж точно во всей Латинской Америке?
     Почему столь велико влияние этой маленькой страны, чья площадь и население сопоставимо с одним штатом США?
     Наш великий философ Александр Зиновьев говорил, что Америка больше всего боялась не вооруженных сил Советского Союза, а его жизненных сил. Как раз в этом секрет того, почему депрессивные, разлагающиеся, бездушные и бездуховные Соединенные Штаты Америки испытывают такую животную ненависть и страх перед маленькой Кубой. И в этом же секрет любви к Кубе во всем мире.
     После разрушения СССР, российские гусанос ("черви"), подточившие Великую Державу, не скрывали радости от скорой гибели, как они говорили, "режима Кастро", и от того, что Куба скоро станет тем, чем была до Революции — борделем США, и никогда больше не посмеет претендовать на одну из ведущих ролей в мировой политике.
     Но этого не произошло. Брошенная старшим братом, Куба пережила действительно тяжелые времена, жесточайшую блокаду, но снова выстояла, сумела в хорошем смысле слова приспособиться к новым условиям изменившегося мира, развить дружбу с Китаем, Боливией и, конечно, Венесуэлой, с тем же Евросоюзом, многими другими. Даже в сегодняшней России приходит понимание, что сотрудничать с Кубой выгодно и необходимо.
     Жизнелюбие и оптимизм кубинцев не в первый раз помогли им победить — в 1959 году режим Батисты не оставил им ничего — ни промышленности, ни средств, ни специалистов. На Острове свободы практически все пришлось начинать заново. А уж от какой агрессии защитились кубинцы, сколько покушений пережил Фидель Кастро — счет идет на сотни! Даже неверующий человек начнет подозревать, что Куба и ее Команданте хранимы Высшими Силами.
     Наверное, именно после разрушения СССР стало очевидно, что Куба — не просто одна из стран мировой социалистической системы, но сама по себе уникальное общество, в эпоху однополярного мира несущее реальную альтернативу Новому Мировому Порядку. На Кубе строится человеческое общество — в противовес античеловеческому, духовное — в противовес бездушному, доброе — в противовес злому, если угодно, христианское в противовес антихристианскому, живое — в противовес мертвому.
     Нам говорят, что кубинцы живут небогато. Начнем с того, что в современной России, большая часть которой живет за чертой бедности, а то и вовсе в нищете, да еще с нашими погодными условиями, разговоры о "бедности" кубинцев звучат как издевательство. И судя по всему, наша главная бедность еще впереди — у нас еще только собираются отнять наши "приватизированные" квартиры, только собираются обложить жестоким налогом наши несчастные земельные сотки.
     Не будем сравнивать СССР и США, не будем даже сравнивать социалистический Китай и капиталистическую Индию, просто сравним Кубу, и например, Сальвадор. Что, там живут лучше кубинцев? Или, может быть, лучше живут в Гватемале? Или в бразильских фавелах? Гораздо хуже живут в Африке, в Индокитае, в абсолютном большинстве стран Латинской Америки. Или может быть, лучше живут в Чили, в которую США вкачали огромные деньги? А ведь у кубинцев никогда не было ни расстрелов на стадионах, как в Чили, ни массовых убийств инакомыслящих, как в Аргентине.
     Нам говорят, что на Кубе много чего нет из того, что есть в Москве. Да, возможно, в кубинских магазинах нет двадцати сортов йогуртов и кефиров, отличающихся друг от друга лишь составом химической эссенции. Нет в Гаване и автосалонов с последними моделями "БМВ", "Мерседесов" и "Бентли". Прямо скажем, не самые нужные для жизни вещи. Гораздо важнее, что нет на Кубе войны, нет терактов, нет Беслана, не травят газом заложников, не расстреливают из танков Парламент на глазах у всего мира, не бомбят свои города.
     Нет наркоманов, нет повального алкоголизма, вопиющей нищеты на фоне вызывающего богатства, нет игровых залов и казино, в Гаване беспризорные дети не нюхают клей в метро, да и вообще нет беспризорных детей, почти нет преступности, кубинцы не прячутся друг от друга за железными дверями, решетками, тамбурами и домофонами.
     На телевидении нет бесконечных игр о том, как ловчее предать, "подставить", обмануть ближнего своего, чтобы стать миллионером. Нет бесконечных ток-шоу на тему вроде: "Является ли проституцией продажа своей девственности?" ("Вы смотрите телеканал ОРТ, программу "Пусть говорят"! Оставайтесь с нами!"). Омоновцы там не избивают на улицах демонстрантов-стариков, а в суде не сажают пачками студентов, вся вина которых в желании указать руководителю страны на его ошибки.
     Нет ни малейшего сомнения, что по общему показателю качество жизни кубинцев намного выше качества жизни рядового жителя нашей страны.
     Нам говорят, что 10 гусанос снова уплыли в Майами? И "коварные" кубинские пограничники им даже не препятствовали, дескать, пусть утонут. Границу Мексики с США ежегодно пытаются пересечь десятки, если не сотни тысяч мексиканцев и пограничники с ними не церемонятся. А сколько несчастных бежит из других стран недоразвитого капитализма в страны “золотого миллиарда”, задыхается в трюмах, тонет в море, попадает под пули береговой охраны? Почему по ним не проливают крокодиловых слез?
     А как на Кубе с политзаключенными? А вот политзаключенные на Кубе есть — в ядовитой занозе в теле Кубы, на американской базе Гуантанамо, где самая "демократичная демократия" содержит тех, кого назначила своими врагами — без суда и следствия, в средневековых условиях, подвергая пыткам, а коллективные самоубийства доведенных до отчаяния людей называя "попытками оказать давление на Правительство".
     "Свобода есть рабство", — как писал Джордж Оруэлл, описывая тоталитарное будущее Англии. Америка лицемерно призывает Кубу к "демократии". Совсем недавно Президент США приводил в пример Президенту России "демократию" по-иракски. Нет ни малейших сомнений в том, что Америка не пожалеет ни денег ни сил, чтобы распространить на всю территорию Кубы "демократию" а-ля Гуантанамо.
     Нет на Кубе платных клиник, где анонимно вылечат от дурных болезней, алкоголизма, наркомании и других прелестей "свободного рынка", зато есть самое высокоразвитое в мире здравоохранение, при этом доступное простому гражданину. Не несет Куба "русский крест" — рождаемость на Острове Свободы устойчиво превышает смертность. Успехи Кубы в медицине, образовании, промышленности, спорте — неоспоримы и совершенно несравнимы с любым капиталистическим государством со схожими условиями.
     Искренне хочется, чтобы кубинцы не проиграли и в пропаганде, как произошло с нами, в СССР. В советское время мелкие спекулянты, фарцовщики и шмоточники — будущие олигархи, богема и прочая "элита" (как они себя сами любят называть), любили говорить, закатывая глаза: "Капитализм гниет, а как вкусно пахнет!" После распада СССР этот запах стал просто невыносим. Мы в России задыхаемся от него.
     Мы верим, что Куба не повторит наших ошибок, потому что невозможно убить в человеке волю к Свободе и Справедливости. Невозможно убить в человеке стремление жить по-человечески.
     Живи, Куба! Наша любовь, наша радость, наша Надежда!
     Мы говорим: "Куба"!