Александр Алиев __ ОХОТА ЗА ЛЬВАМИ
Московский литератор
 Номер 16 август 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ОХОТА ЗА ЛЬВАМИ

     
     "СКОЛЬКО В ЛЕНИНГРАДЕ ЛЬВОВ?" — такой вопрос задавал в своей книге "Львы стерегут город" (1971 год) писатель В. Нестеров. Разумеется, речь там шла не о живых зверях, а о гранитных, бронзовых, мраморных, известняковых, тех, что с давних времен служат украшением мостов, набережных, парадных подъездов и лестниц дворцов Северной Пальмиры и ее пригородов. Эта замечательная книга надолго стала библиографической редкостью. И вот недавно ее переиздали, что очень отрадно, ведь собранный здесь материал совершенно уникален (хотя, справедливости ради, отметим, что посвящена книга не только львам, а питерской анималистической скульптуре в целом).
      В какой-то момент мне подумалось: а есть ли изваяния царя зверей в Москве? Сколько их? Да, они есть, но не в таком количестве, как в Санкт-Петербурге. И качество исполнения скульптур здесь зачастую не такое высокое. Тамошние львы делались по рисункам или моделям первоклассных мастеров — А. Воронихина, К. Росси, И. Прокофьева, П. Соколова, П. Клодта, А. Матвеева, П. Трискорни. Здесь же имена ваятелей практически неизвестны. Что же до количества… Ничего не поделаешь, не вошли львиные изображения в Первопрестольной столице в большую моду. Часть их исчезла вместе с барскими усадьбами во время "генеральных реконструкций" столицы в советские времена. Тем не менее, "охота" за уцелевшими московскими львами — дело увлекательное. И начнем мы, пожалуй, с… "Евгения Онегина". Помните, в седьмой главе романа:
     
      …Вот уж по Тверской
      Возок несе
     тся чрез ухабы.
      Мелькают мимо будки, бабы,
      Мальчишки, лавки, фонари,
      Дворцы, сады, монастыри,
      ………………………………
      Аптеки, магазины моды,
      Балконы, львы на воротах
      И стаи галок на крестах.
     
     ВОЗОК ПУШКИНСКИХ ГЕРОЕВ — Лариных — проезжает мимо дома графа А. Разумовского (современный № 21), одного из лучших образцов архитектуры классицизма. Здание возведено в 1780-х годах и первоначально принадлежало знаменитому поэту М. Хераскову, от которого впоследствии и перешло к Разумовскому. Тот славился на всю Москву своими праздниками, спектаклями, концертами и балами. У него едва ли не первого в городе был в доме зимний сад. Особняк окружал прекрасный парк, поэтому пожар 1812 года его почти не затронул. После Отечественной войны здание было перестроено зодчими А. Менеласом и Д. Жилярди, и тогда появились знаменитые "львы на воротах" как символ власти и могущества владельца. Четыре каменных фигуры сторожевых зверей, припавших на передние лапы и полураскрывших пасти, декорируют парадный фасад ограды вдоль тротуара. Правда, они не слишком-то похожи на реальных львов; видимо, их автор — крепостной художник — таковых ни разу не видел. Кстати, эти львиные статуи — самые старые в нашем городе.
      С 1831 года во дворце Разумовского разместился московский Английский клуб (переехал с Большой Дмитровки). Здесь собиралась мужская часть дворянского общества. Играли в карты, обсуждали новости, беседовали о политике. В клубе была великолепно оборудованная газетная комната, где посетитель мог найти русскую и иностранную периодику. Многие современники считали клуб законодателем общественного мнения; даже император Николай I "интересовался тем, что говорят о той или иной правительственной мере в московском Английском клубе". Кстати, членами этого клуба были в разное время Н. Карамзин, А. Грибоедов, князь П. Вяземский, декабристы М. Лунин и князь С. Волконский, П. Чаадаев, С. и В. Пушкины (отец и дядя поэта). Сам Александр Сергеевич вступил в клуб в 1829 году.
      Английский клуб прекратил свое существование в ноябре 1917 года. Здание сначала было отдано под штаб молодой московской милиции, а в 1924-м здесь открылся Музей Революции СССР. Ныне же это музей Современной истории России. Кстати, несмотря на все "пертурбации" особняк сохранил великолепные росписи плафонов в анфиладе парадных залов.
     …Ларины, как нам известно, проехав почти через весь город, остановились у своей близкой родственницы, в Большом Харитоньевском переулке. А отсюда не так далеко до Мясницкой и Армянского переулка. Главной достопримечательностью последнего был в те времена Лазаревский институт восточных языков — одно из лучших учебных заведений Москвы. Основанный в 1814 году представителями богатой и просвещенной армянской семьи Лазаревых, институт размещался в великолепном ампирном особняке (проект архитекторов И. Подъячева и Т. Простакова). А. Пушкин дважды побывал здесь.
     
     ЗДАНИЕ ИНСТИТУТА ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ несколько раз подвергалось перестройке. Во время самой значительной из них — в начале 1840-х годов — была сооружена новая монументальная ограда с воротами. Боковые проходы увенчаны бронзовыми вызолоченными статуями львов. Довольно крупные фигуры исполнены реалистично, звери лежат лицом друг к другу, вытянув передние ноги. Недавно ограда целиком реставрирована.
      Добавим, что после 1917-го в этом здании (№ 2) почти четверть века находился Институт востоковедения АН СССР; сейчас оно передано посольству Республики Армения в России.
      Последнее предреволюционное десятилетие отмечено появлением в Москве целого ряда доходных домов в стиле неоклассицизм. Характерной чертой внешнего облика таких домов были многочисленные скульптурные украшения — барельефы, растительный орнамент, фантастические маски, статуи в на консолях и в нишах… Нас интересуют два сооружения. Одно из них поднялось на Мясницкой улице (№ 15). Парадный фасад доходного дома Кузнецова выполнен по проекту архитекторов братьев В. и А. Весниных. (В советское время здесь находился известный всему городу магазин "Инструменты".) Прохожим обязательно бросается в глаза изящная фигура льва на пьедестале, как бы охраняющая проход через арку во внутренний двор. Сидящий зверь держит в лапах треугольный щит с изображением цветка лилии. В композиции статуи наблюдается некоторое подражание знаменитому мраморному льву на площади Синьории во Флоренции работы Донателло.
     
     НЕДАЛЕКО ОТ НОВОГО АРБАТА, на Малой Молчановке, стоит дом под № 8. Выстроенный архитектором И. Кондратенко в 1914 году, он впечатляет богатством архитектурных деталей: колонны, балконы, эркеры, лепнина… По сторонам от главного входа — два сидящих каменных льва со щитами. В доме этом обитали, между прочим, писатель А. Толстой и актриса Камерного театра, подруга юности М. Цветаевой М. Гринева. Последняя оставила интересные воспоминания о здешнем житье-бытье. Дом имеет весьма богатую кинематографическую историю. Ну а сейчас он капитально реконструирован под элитное жилье.
     Самая большая группа среди московских (и не только московских) изображений царя зверей — львиные маски. Они наряду с другими лепными украшениями стали появляться на фасадах жилых и общественных зданий примерно с 80-годов XVIII столетия, с утверждением классицистической архитектуры. Обычно маски помещали по линии между окнами первого и второго этажей. В середине позапрошлого века традиция эта прервалась, но впоследствии начался новый расцвет данного вида декоративного оформления. Наиболее характерные примеры: старые корпуса Московского Государственного Университета на Моховой улице; дом № 12/2 на Пречистенке (бывшая усадьба Хрущовых-Селезневых, сейчас Государственный музей А. С. Пушкина); дом № 10 на Страстном бульваре (так называемый Редакторский корпус университетской типографии и университетская книжная лавка, сейчас здание арендует Союз театральных деятелей России); дом № 31 на Старой Басманной улице (бывший особняк предпринимателя М. Башкирова, теперь жилой дом; надстроен).
     Львиные маски по фасаду имеет и старинное здание под № 10 на проспекте Мира, но здесь они более оригинальны — каждый зверь держит во рту кольцо. Самые же красивые, на мой взгляд, маски — необычайно реалистичные, тонированные под бронзу — находятся на доме № 42 по Большой Никитской, который занимает ныне посольство Республики Нигерия. А когда-то это обширное владение в приходе церкви Большого Вознесения у Никитских ворот принадлежало "морского флота капитану перваго ранга Матвею Васильевичу Ржевскому", от вдовы же его перешло в 1768 году "Генерал-аншефу лейб-гвардии Измайловскаго полку подполковнику и ковалеру Василью Ивановичу Суворову и ево наследникам". Какое-то время жил тут и Александр Васильевич Суворов-Рымникский, светлейший князь Италийский. В память о гениальном полководце на здании еще в 1913 году была установлена мемориальная доска.
     Изображения царя зверей можно найти и в ближнем Подмосковье. Скажем, в бывшей усадьбе Юсуповых, а ныне музее-заповеднике Архангельское. Князь Николай Борисович Юсупов — видный государственный деятель, один из образованнейших и богатейших людей своего времени — собрал в Архангельском обширную коллекцию книг, западноевропейской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Приглашенный князем итальянский архитектор Д. Тромбаро спроектировал в усадьбе Верхнюю и Нижнюю террасы, спускающиеся от дворца в огромный регулярный парк. Среди множества первоклассных образцов мраморных изваяний, украшающих обе террасы, мы видим и нескольких львов — разных размеров и в разных позах. Еще две пары зверей — совершенно одинаковых — находятся около самого дворца. Но они исполнены в иной манере, так называемой, египетской. Голову, шею и часть спины покрывает платок, как у фараонов и знати Древнего Египта. Животные не сторожат вход в жилище, а отдыхают, повернув друг к другу морды. "Это львы-философы", — говорили о подобных статуях раньше.
     Похожие "египтизированные" львы из мрамора возлежат у парадной лестницы бывшего дворца графов Дмитриевых-Мамоновых в усадьбе Дубровицы (принадлежала также роду князей Голицыных; сейчас музей-усадьба).
     …Рассказ можно продолжать и дальше. Ведь "охота" наша еще не завершена. Довольно забавные чугунные львы, напоминающие скорее добродушных дворовых псов, украшают пилоны ворот бывшей городской усадьбы Баташовых на Яузской улице. Внимательный человек наверняка заметит позолоченные львиные маски в числе декора главных ворот Александровского сада (1822 год, архитектор Е. Паскаль). Маски эти необычайно точно копируют украшения доспехов древнеримских центурионов. А недавно совсем появились новые изваяния царя зверей в центре Москвы, близ улицы Волхонки. Так что про московских львов тоже вполне реально написать книжку. Нашлось бы только время… Ну а пока наброшена общая канва. Надеемся, читателям не было скучно.