Виктор Крамаренко __ О РОМАНЕ РУСЛАНЫ ЛЯШЕВОЙ "ГОНКИ"
Московский литератор
 Номер 15 август 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
О РОМАНЕ РУСЛАНЫ ЛЯШЕВОЙ "ГОНКИ"

     
     Мой давнишний друг детективщик Виктор Пронин, автор знаменитых "Ворошиловского стрелка" и "Гражданина начальника", говорил однажды, что к авторам женского пола, работающим в жанре криминального романа, он относится с опаской, всех этих "текстовичек", оккупировавших прилавки, он почти не читает. Единственная, кому отдаёт предпочтение и кого ставит в пример, это Агата Кристи.
     Видимо, он прав. Откроешь книгу такой вот "писательницы", измажешься помоями, наслушаешься мата и быстренько закроешь, а то и выбросишь подальше от детей, чтоб хоть на время эта заразная болезнь их не затронула. Прав был Филипп Филиппыч из "Собачьего сердца" — "В печку это всё, в печку!".
     И действительно, у Агаты Кристи не меньше смертей и грязи, и крови хватает, а всё выстроено так, что на самих преступлениях ты не останавливаешься, ведёшь расследование и поражаешься пытливости сыщика и таланту злодея. Естественно, и сердце замирает, и бессонница… но веришь, что справедливость, в конце концов, восторжествует. У наших же, с позволения сказать, "криминалисток" просто какая-то мания упиваться деяниями убийц и насильников, занимать десятки страниц подробнейшим описанием глумлений и извращений. Мне кажется, они с такой искажённой любовью относятся к своим героям, что поневоле им становится жаль, если кто-то из бандитов попадает за решётку и не приходится дальше описывать эти гнусности. Топор Раскольникова в таких текстах, как говорится, отдыхает. Ни душевного мира, ни характера, ни предпосылок деяний — только голые факты, украшенные совершенно дикими деталями измывательств, только трупы, разодранное нижнее бельё, и всё, словно взято из милицейских будней: опера беспробудно пьют, бандюки гуляют в малинах.
     Так и я думал до того, как прочёл роман Русланы Ляшевой "Гонки". Роман совершенно непохожий на заполонившее всё и вся бульварное чтиво. Оно и понятно, его написал не отставной следователь, не бывший служивый из прокуратуры, а литературный критик, чьи статьи регулярно появляются в центральной печати. Руслана Ляшева, слава богу, лишена всей этой кровопускающей литературной лихоманки, её язык даже не предполагает подобного.
     Действие романа происходит в современной Москве, на стыке двух взаимоисключающих эпох, где умирающий социализм сменился преждевременными родами капитализма. Недоразвитость рынка поглотило всё общество, и в этом хаосе, среди воров и мошенников, приходиться выживать простой служащей Галине Боярковой. Неудавшееся замужество, безработица, каждодневные разочарования не смогли убить в ней человека, не извратили её душу. Гордая и усталая, она всё же не поддаётся козням лукавого, посылающего ей посулы в образе богатого мужа-террориста и задушевной подруги-алкоголички.
     Совершенно потрясающая концовка романа. Удивительна и необычна, во всяком случае, редко встречающаяся в криминальных романах. Когда взрывается начинённая взрывчаткой машина с преступниками и рушится дом, то до приезда милиции и "Скорой помощи" на место террористического акта являются ангелы и черти. Они спорят, кого куда забирать: в рай или же в ад. Невидимые для людей, они вытаскивают пострадавших из машин и развороченного дома, пронизывают взглядами, чтоб не ошибиться, и мгновенно взлетают. Вытаскивают и мёртвых, и ещё живых. И не только это преступление для них служит мерой — вся жизнь, сколько добрых дел сделал на протяжении её, сколько гадости… Не это ли нас ждёт, грешных? Будь ты преступник или добропорядочный законопослушный гражданин.
     Руслана Ляшева заставляет задумываться, по-новому взглянуть на свои поступки. Это ли не задача писателя, это ли не удача романа. Прочтите роман Русланы Ляшевоцй "Гонки", вы откроете новое имя в русском психологическом криминальном романе.