Игорь Блудилин-Аверьян __ О ТРИАДЕ ГРАФА УВАРОВА И «НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ»
Московский литератор
 Номер 14 июль 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Игорь Блудилин-Аверьян
О ТРИАДЕ ГРАФА УВАРОВА И «НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ»

     
     У К.ЛЕОНТЬЕВА В ЕГО СТАТЬЕ "Византизм и славянство" есть мысль о России, выраженная так: "Сильны, могучи у нас только три вещи: византийское православие, родовое самодержавие и сельский поземельный мир". Почти копия знаменитой уваровской триады "Православие — самодержавие — народность", — триады, призванной в кратчайшей форме выразить русскую национальную идею той давно миновавшей поры. Когда я впервые прочёл эту фразу К.Леонтьева, я подумал: такова ли она была, Россия 3-й четверти XIX-го столетия, какой её видел К.Леонтьев? Не слишком ли литераторский, идеальный, кабинетно-гелертерский взгляд на уже кипевший в ту пору, гудяще-вибрирующий от внутреннего давления российский котёл? Не было разве других могучих вещей? М.б., Леонтьеву следовало сказать "положительно могучи" или "сдерживающе могучи" и далее по тексту? В то время нигилисты, "бесы", уже могучими ударами сотрясали эти вековые устои. — Коммунисты, конечно, знали об этих устоях, и, придя к власти, сокрушили все три: и церковь, и царизм, и деревню. Быстро спохватились, похоже, и вместо церкви возникли партсобрания и парткомы с каждениями богам — Марксу и Ленину; вместо царя — генсек с неограниченной властью; вместо сельской общины — колхоз. Опять копия того, что за века создал русский народ! А что, получилось интересно и живуче: 70 с лишком лет управляли Россией и на мощном историческом фундаменте привели-таки её к конкретному статусу сверхдержавы, что позволило сохранить "на Земле мир, в человецех благоволение". Всё-таки исторический срок, историческое достижение — как бы хулители ни поносили российских коммунистов.
     А сейчас что? К трёхцветному российскому триколору возвратились, а к устоям? Церкви нет, есть лишь тень её, несамостоятельная служанка администрации Президента; царя как Божьего помазанника нет, есть Президент, избираемый на время; крестьянина, похоже, нет вообще: крестьянство наполовину спилось, а неспившаяся половина влачит жалкое существование на задворках когда-то мощного хозяйства и никакой политической роли в жизни страны не имеет. При коммунистах место крестьянина в устоях государства занял рабочий — хотя бы в пропаганде. Сегодня политическую роль рабочий имеет? Тоже нет. Удивительно и страшно: на чём держится сегодня Россия? На каких устоях? По инерции, что ли, живём?
     Нет, давайте всё-таки покопаемся и попытаемся создать, по образцу опробованному, новую триаду. Может быть, что-нибудь прояснится для нас в будущем России? Что сегодня в наличии?
     1) Вместо Православия, культа Христа, и вместо марксизма-ленинизма — культ денег, наживы. Этот культ поддерживается государством, стал идеологией. Так что замена логически оправдана.
     2) Вместо Самодержавия — власть криминала, который проталкивает в управление коррумпированного чиновника. Страной правит не Царь и не Президент, а Бандит. (Использую это название в широком смысле — подразумеваю не какого-нибудь Хмыря или Вована, а вообще человека, принципиально не уважающего закон, грабителя по природе души.)
     3) Вместо народности — …? На первый взгляд — пустота. С крестьянином и рабочим всё ясно: они от устоев отодвинуты, политической роли в государстве не имеют. Кто имеет? Кто может сегодня выразить категорию "народность"?
     "С разгона" не могу сформулировать — не даётся "категория", будь она неладна... Что означает сегодня "народ"? А чёрт его знает! — отвечается почему-то с интонацией В.В. Розанова. Не олигархи же!
     Дожили...
     Лезу в толковый словарь, однако.
     Ожегов, изданный в 1968-м году: 1. Население государства, жители страны; 2. То же, что нация; 3. Основная, трудовая масса населения страны (т.е. бездельники, преступники, а также дети, пенсионеры, больные инвалиды к народу не относятся? — И.Б.-А.); 4. То же, что люди.
     Даль: 1. люд, народившийся на известном пространстве; 2. люди вообще; 3. язык, племя; 4. жители страны, говорящие одним языком; 5. обыватели государства, страны, состоящей под одним управлением; 6. чернь, простолюдье, низшие, податные сословия; 7. множество людей, толпа.
      В определениях наших славных классиков есть совпадающие моменты, позволяющие сформулировать наиболее подходящее для современного состояния нации определение: по-моему, народ — это жители страны, состоящей под одним управлением. Народность — это, по Ожегову, национальная, народная самобытность, т.е., — с некоторым упрощением говоря, — культурные особенности, присущие этому народу, его "дух", духовная суть.
     Можно ли сегодня "народность", понимаемую так, ставить в искомую нами триаду? По-моему, нет. Мы докатились до того, что для такой триады больше подходит понятие "антинародность". Или, помягче — "ненародность". Обществу, особенно молодёжи, навязаны американские идеалы, искони чуждые России — культ богатства любой ценой, культ силы, индивидуализм и т.п. О результатах "работы" этих идеалов говорить не буду — они ясны каждому честному, не зомбированному пропагандой человеку, стоит лишь ему остановиться и внимательно оглянуться окрест. Он увидит не единое, сплочённое общество, а общество расслоенное, не имеющее общего идеала.
     Итак, что получилось вместо уваровского "Православие — Самодержавие — Народность"? Выписываю по порядку: "Нажива — Бандит — Ненародность".
     Приехали...
     
     КАЖЕТСЯ, ПРОЦЕССЫ РАЗРУШЕНИЯ государственных устоев замечены властью, во всяком случае, её интеллектуальным крылом. На днях СМИ громогласно разнесли весть о том, что один из руководителей администрации Президента выдал трёхчленную формулу, на основе которой будет выработана, наконец, новая национальная идея. Впервые услыхав по "Маяку" в утренних новостях эту триаду, я ни черта не запомнил — как-то мудрёно она выражена, показалось мне. Пришлось покупать газету. Купил "Газету" за 29 июня, читаю. Вот триада, рождённая в Кремле в начале XXI-го века для России: "идеологическая целостность — суверенная демократия — модернизированная экономика".
     Ну что такое "идеологическая целостность", скажите на милость?! Да ничего, пустой звук, словеса. "Целостность" — понятно; но идеология-то какова? Стремление к наживе любой ценой — тоже идеология. Неужто Кремль закрепляет это стремление в нашей национальной идее? Непонятно. Нет, господа властители, вы уж наберитесь смелости перед выборами и скажите нам конкретно, как в своё время граф Уваров или как позднее коммунисты, целостность какой идеологии вы ставите во главу угла российской государственности!
      Далее. Что такое "суверенная демократия"? Опять налицо чисто политизированные словесные упражнения. С "демократией" всё ясно — эта некая священная корова, прикасаться к которой почему-то считается кощунством. Не дай Бог сказать что-то "не то" о демократии, как американцы завопят и начнут нам гадости делать. Хотя любой мало-мальски просвещённый человек понимает, что демократия в её сегодняшней глобалистской трактовке — это кабак, торжество демагогии; что диктат невежественного большинства (а большинство не может не быть невежественным)— это консервация худшего, мешающего развитию; что прорыв к будущему только у меньшинства, и т.д. Но — ладно. Но что такое "суверенная" демократия? Немногим, посвящённым в закулисные политические интриги, этот термин и всё, что из него следует, понятен. Однако национальная идея формулируется для народа, а не для посвящённых. Так что, господа кремлёвские администраторы, придуманный вами второй член триады из-за своей невнятности не работает, бьёт мимо цели: никого зажечь на подвиг служения России он не может.
     И, наконец, "модернизированная экономика". Это ещё что за зверь? К чему такая мелочная конкретизация, констатация преходящих вещей? Что значит "модернизированная"? Основанная на частной собственности? Да ведь институту частной собственности на средства производства — века, откуда уж тут "модерну" взяться. Применение современных высоких технологий? Внедряйте, пожалуйста, эти высокие технологии, кто вам мешает? Придумывайте механизмы их внедрения, ищите деньги для этого — менеджрируйте, чёрт возьми, выражаясь по-современному! Но национальная идея-то при чём?! Если благодаря вашим реформам молодёжь не хочет трудиться, а хочет разбогатеть сразу и сейчас, то "модернизированная экономика" здесь совершенно ни при чём. Пока вы не исправите испорченные вами мозги у молодого нашего поколения, никакая "модернизированная экономика" не даст многоразового прироста производительности труда — а именно в этом задача российской экономики, ибо производительность труда в российской промышленности ниже, чем в Америке и в других западных странах, в пять-шесть раз! И молодёжь наша идёт "работать" в проститутки, в охранники, в силовые структуры, в бандиты, в официанты, в юристы, в "менеджеры" — на "чистый" труд, в "белые воротнички", одним словом, в сферу услуг, зачастую специфических, узких; в производство же — нет, нет, нет...
     Боюсь, что ни о какой национальной идее никто из кремлёвской администрации не думал, когда принималось решение запустить в СМИ эту новую "триаду". Всё это "промежуточные", конкретные мысли в эпоху продолжающегося нашего безвременья. Что-то делать надо с тонущей державой, пока не очень готовой отвечать на вызовы времени — вот и пытаются. Попытка, на мой взгляд, не удалась. Это кабинетный, узко ведомственный подход.
     Мне, писателю, далёкому от политики, сдаётся, что больше толку было бы, если б мы услышали от власти триаду приблизительно такую: "патриотизм — народовластие — труд". И его развёрнутый комментарий по поводу каждой фигуры этой формулы.
     Настало время для стратегических дел, а не только для сиюминутного латания дыр.