Константин Ерофеев __ ДА БУДЕТ ВСЁ ЕДИНО?!
Московский литератор
 Номер 13 июль 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Ерофеев
ДА БУДЕТ ВСЁ ЕДИНО?!

     
     Этот евангельский принцип является руководством к действию для христиан всего мира. Но всегда ли нужно спешить с объединением? Или стоит подождать, присмотреться к партнеру, узнать его поближе?
     Примерно такая же ситуация складывается в деле возможного объединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ) и т.н. Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Данный, в общем-то, сугубо внутрицерковный вопрос, получил в последние месяцы весьма крикливую и тенденциозную огласку в СМИ. Немалое количество публикаций в официальных газетах и новостных программах центральных телеканалов, выступления проправительственных политиков и "деятелей" культуры, позволяют сделать несложный вывод о заинтересованности политической элиты в подобном объединении (или хотя бы в обсуждении такового).
     Применяя библейский принцип "узнавать по делам их", попробуем проанализировать, с кем нам предлагают объединяться, что нам ждать от объединения и на каких принципах оно сможет произойти.
     Сначала немного истории. Не будем останавливаться подробно на причинах массового отхода православной паствы от господствовавшей в Российской империи церкви в предреволюционные десятилетия. Это и разочарование в церковной казенщине образованной части населения, и недальновидное участие церкви в консервативно-репрессивной политике монархической элиты, и потеря нравственного авторитета священнослужителей у рабочего класса и крестьянства. Наглядным примером того, что отчуждение от церковной жизни произошло не под влиянием "комиссаров в пыльных шлемах", а несколько раньше, является факт отказа от ежегодного причастия девяноста процентов солдат действующей армии, когда Временное правительство отменило обязательность данного обряда. Но, тем не менее, число россиян, мировоззрение которых было неразрывно связано с Православием, накануне Октября было весьма велико. Для одних религиозность была внутренним свойством души, для других — руководство к политической борьбе. Верность идеалам монархической Руси, солидарность с идеями эксплуатации и неравенства, привела этот слой верующих в стан контрреволюции. Для многих из них вера была искренней, для других — удобной ширмой для решения политических задач. Хотя, думается, в любом случае христианам не свойственно решать политические проблемы путем развязывания Гражданской войны и призвания на помощь иностранных интервентов.
     Остро нуждавшееся в создании альтернативной коммунизму идеологии, Белое движение нашло опору в выехавших в места дислокаций белых армий церковных иерархов. Стараниями политикана и черносотенца митрополита Антония (Храповицкого) и его приближенных митрополита Платона (Рождественского), архиепископов Анастасия (Грибановского), Евлогия (Георгиевского) (впоследствии раскаявшегося перед русским народом и вернувшегося в лоно РПЦ) и епископа Гермогена (Максимова) в оккупированном деникинскими бандами Ставрополе было создано "Временное высшее церковное управление на юго-востоке России". Аналогичное временное управление было создано Колчаком в Томске. Подобные структуры создавались и на других территориях, причем подчас под эгидой иноверцев (например, японцев). Не все объяснялось идеологией, подчас сводились и мелочные счеты. Митрополит Антоний (Храповицкий), метивший на пост Патриарха и лишь волею жребия не занявший его, стремился дискредитировать любые начинания Патриарха Тихона (Белавина) (впоследствии канонизированного РПЦ). Реалистичная и оправданная политика Патриарха Тихона, приведшая его к признанию государства рабочих и крестьян, отвечала интересам миллионов русских верующих, но вызывала бешенство Антония (Храповицкого) и ему подобных. В ноябре 1921 года в сербском городе Сремски Карловцы 163 архиерея, клирика и мирянина организовали (конечно, от имени "всего" русского народа) т.н. "архиерейский синод русской зарубежной церкви". Мы позволили себе взять наименование РПЦЗ в кавычки, т.к. ни одна из поместных православных церквей не признала РПЦЗ и до сих пор не находится с ней в каноническом общении. Это имеет принципиальное значение для всех православных. Именно с этого времени многие политиканы от РПЦЗ встали на позицию непримиримой борьбы с Советским государством и Московской патриархией, объявленной ими "служанкой" "безбожной" коммунистической власти. Причем эта позиция (равно как и стремление к восстановлению монархии в самой откровенной погромно-реваншистской форме) никогда за восемьдесят пять лет не подвергалась корректировке.
     Уже с первых лет своего существования РПЦЗ столкнулась с игнорированием ее интересов со стороны государств Антанты, к главам которых эмигрантские иерархи обращались с мольбами возобновить интервенцию против СССР. Эмиграция первой волны стремительно вырождалась и ассимилировалась, теряя интерес к политике. Но и к 30-м годам число "верных" РПЦЗ оставалось значительным. Единственная страна, не без внимания и пиетета прислушивалась к антисоветскому вою Антония (Храповицкого) и его преемника (с 1936 года) митрополита Анастасия (Грибановского), была нацистская Германия.
     
     Заслуживает отдельного обсуждения тема сотрудничества право-националистического крыла первой русской эмиграции (и церковной эмиграции в частности) с набиравшей силу НСДАП. Напомним лишь, что активист проекта создания курсов священников РПЦЗ русский эмигрант Макс Эрвин фон Шейбнер-Рихтер заслонил своим телом Гитлера от пули во время "пивного путча". Немало эмигрантов оказались на содержании нацистских спецслужб, а другие щедро делились с нацистами белогвардейской "премудростью". Уже спустя несколько лет после прихода нацистов к власти берлинской епархии РПЦЗ был присвоен статус юридического лица, а в 1938 году в центре германской столицы за государственный счет был построен кафедральный собор. Благодарный архиерейский синод РПЦЗ заверил А.Гитлера, что "моления о Вас будут возноситься не только в сем новопостроенном храме в пределах Германии, но и во всех православных церквах… Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду".
     С началом Великой Отечественной войны РПЦЗ развернула бешеную деятельность по идеологической обработке населения временно оккупированных территорий, привлечению в антисоветские банды недовольных и предателей. Обращаясь к эмигрантам митрополит РПЦЗ Серафим (Лукьянов) призвал благословение Всевышнего на "великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога", а архимандрит Иоанн (Шаховской) с восторгом объявил о начале "кровавой операции свержения Третьего интернационала" руками "искусного, опытного в науке своей германского хирурга", действующего против Советской России как "меч Господень". Другие заявляли: "По всему земному шару русская зарубежная церковь с напряженным вниманием следит за ходом войны на Востоке, молитвенно поддерживая самоотверженных бойцов против безбожников и всегда готовая по мере сил и возможностей помогать в этой борьбе". Немцы, посредством создаваемых на оккупированной территории церковных институтов, подчиненных РПЦЗ, развернули оголтелую пропаганду. Как сообщали ленинградские партизаны, "в проповедях основной упор делается на восхваление победоносного движения германской армии, … победы немцев определены и узаконены Богом, что Гитлер, как верховный вождь, послан на землю от Бога… Произносятся несметные проклятия большевизму и Советской власти… Из Германии были присланы попы, причем немцы, не стесняясь, учитывали тех лиц, которые не посещали церковь". Согнанные толпы запуганных и обманутых русских людей и присланные из Германии нацистские прислужники в рясах создавали те самые картины "встречи освободителей от большевизма с колокольным звоном", которые реваншистские эмигрантские историки до сих пор называют "церковным возрождением", и даже "вторым крещением Руси".
     Несмываемым позором покрыли себя служители РПЦЗ, пошедшие в "духовные наставники" т.н. "Русской освободительной армии" генерала Власова и нацистских "казачьих" формирований (например, "казачьего" корпуса германского генерала фон Паннвица). Капелланы-предатели прошли с власовцами весь бесславный путь, оставляя за собой пепелища и руины советских, польских, югославских, французских городов и сел.
     В западных государствах-членах Антигитлеровской коалиции сторонники РПЦЗ развернули бурную деятельность по недопущению поддержки Советского государства. Так, архиепископ РПЦЗ Виталий (Максименко) в обращении к президенту США Ф.Рузвельту просил не оказывать помощь СССР в борьбе с германским фашизмом.
     Многие служители РПЦЗ избежали, к сожалению, справедливого возмездия русского народа. Имея на руках паспорта граждан западных государств, они не подлежали выдаче советской стороне как военные преступники и нашли пристанище в США, ФРГ, Австралии. Начиналась холодная война и спецслужбы НАТО понимали, что более опытных и надежных пропагандистов им не найти. Еще недавно возглашавший здравицы в честь Гитлера и Геббельса митрополит Анастасий в пасхальном послании 1948 года призвал лидеров стран НАТО очистить СССР от большевиков с помощью атомной бомбы, полагая, что "страшный опустошительный огонь имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие".
     
     Несмотря на то, что ряды "верных" РПЦЗ после войны пополнились "перемещенными лицами" и "беженцами" (а на деле вчерашними коллаборационистами и людьми, которых подкупом и обманом убедили избегнуть репатриации в СССР), уже с 60-70-х годов "зарубежники" стремительно теряют свою паству. Сказалась и политика непризнания РПЦЗ другими церквями и осуждение деятельности РПЦЗ со стороны всех российских патриархов и Поместного собора РПЦ МП в 1971 году. Канадский мирополит-зарубежник Виталий (Устинов) был вынужден констатировать, что "зарубежников" "повсюду не любят или недолюбливают. Мы очень одиноки". Его мысль повторял митрополит Филарет — "много врагов и нет или почти нет друзей, мы одиноки в мире" и архиепископ Аверкий (Таушев), признавший, что "зарубежная" церковь "одинока духовно в современном мире". Но все-таки до сего дня "зарубежный" Свято-Троицкий монастырь в пригороде Нью-Йорка городке Джорданвилле остается центром идеологической борьбы с социализмом. На маленьком кладбище хоронят членов власовской армии и бойцов других антисоветских формирований. У памятника "участникам освободительного движения народов России 1941-1945" проводятся регулярные службы. До недавнего времени их возглавлял духовник Власова протоиерей Александр Киселев.
     К середине 80-х годов от многочисленной "эмигрантской церкви" оставалось лишь около 350 приходов. Число прихожан было незначительным, священнослужителей было не более трехсот (большинство преклонного возраста). Многие храмы располагались в квартирах, складах и даже гаражах. Казалось, "карловацкая" церковь должна была навсегда исчезнуть с лица истории.
     Но развал Советской страны породил невиданный духовный разброд нашего народа. Подняли головы и сторонники РПЦЗ. В смутные 90-е годы им удалось оторвать от русской церкви небольшую часть служителей и мирян, захватить церковное имущество. Но идеологический яд оказался намного опаснее, чем физическое присутствие "зарубежников" на территории нашей страны. Они возродили и укрепили антисоветские мифы о "безбожности" социалистической теории о равенстве и прогрессе, внесли весомый вклад в фальсификацию советской истории, отравили сознание многих оправданием кровавых "белых" режимов и движений от Романовых до Власова. Многие служители РПЦ МП, потеряв социальные ориентиры, готовы прислушиваться к любому пропагандистскому бреду "зарубежников", повторяя лозунг "лучше с чертом, но против большевиков".
     
     Русская Православная церковь прошла сложный и тернистый путь вместе с советским народом. Непонимание и конфронтация сменились патриотических порывом и поддержкой советского правительства и армии в годы войны, конструктивная позиция церковных иерархов в деле защиты мира во всем мире и сближения с другими христианскими церквами снискала уважение в послевоенный период. В настоящее время российская церковь проводит огромную работу по возрождению традиций русского народа, благотворительности и патриотическому воспитанию. Сближение и возможное объединение с РПЦЗ чревато резким сдвигом "вправо" всего российского церковного механизма. Подобного рода "перекос" может вызвать непонимание со стороны миллионов православных верующих, не разделяющих пещерный антисоветский пафос идеологов РПЦЗ.
     Не ясно, для чего РПЦ, имеющей десятки тысяч приходов в России и за рубежом и миллионы последователей, объединяться с крохотной зарубежной группой. Неужели так нужно имущество "зарубежников"? Или механизмы влияния на иностранных верующих? Или у некоторых иерархов сильна тяга к идеологии единоверцев? Объяснением может являться желание исполнителей "капиталистического проекта" подвести идеологическую базу под активно проводящиеся процессы десоветизации общественной жизни, окончательного разгосударствления экономики, насаждения реакционного клерикализма. Но отечественные сторонники "объединения" не подозревают, как многим придется поступиться. Дело в том, что "зарубежники" ни на йоту не отступают от проверенной годами позиции. Они требуют от русских людей покаяния: покаяния за поддержку власти трудящихся, покаяния за советский патриотизм во время войны. Доходит до абсурда: один из священников призывает каяться за пребывание в октябрятах и пионерах. Ну, это совсем не ново. Американские политики и прибалтийские нацисты, украинские националисты и отечественные либералы настойчиво требуют от нас покаяния во всем и вся. За покаянием следует осуждение, уже включаются юридические механизмы требования многомиллиардных компенсаций за "злодеяния большевиков" и территориальных уступок. Здесь РПЦЗ льет воду на мельницу именно этих деструктивных сил.
     Совсем недавно священник РПЦЗ Сергей Окунев нанес чудовищное оскорбление моим землякам-петербуржцам и всем людям, не лишенным исторической памяти и чувства собственного достоинства. Этот эмигрант третьей волны в своем опусе "Синод РЦПЗ объединяется с номенклатурной церковью" заявил, что священники в блокадном Ленинграде объедались продуктовыми наборами, полученными от "безбожных" властей, устраивали посреди голода бесстыдные застолья. "Во время блокады Ленинграда, когда миллионы жителей умирали от голода, ни один священник с голоду не умер", — безапелляционно (и бездоказательно) заявляет сей "пастырь". Этому "зарубежнику" следовало бы напомнить, что только в одном Князь-Владимирском соборе и только за несколько блокадных месяцев умерло девять священников и членов клира. Эти люди отдали 710 из 714 тысяч накопленных общиной рублей в фонд обороны, предпочитая отдать последнее защитникам Ленинграда и умереть от недоедания, чем впустить гитлеровцев и их белоэмигрантских приспешников в наш город. В кафедральном Никольском соборе, в котором всю блокаду не прекращались службы под руководством будущего Патриарха Алексия (Симанского) умерли от голода три протоиерея и тридцать один из тридцати четырех певчих. В Спасо-Преображенском соборе умерло трое из пяти священников. Во имя памяти этих патриотов и миллиона погибших защитников и жителей нашего города, мы обязаны дать отпор реваншистам и предателям.
     Всем же россиянам, не лишенным исторической памяти и чувства собственного достоинства, рекомендую обратить внимание на слова уважаемого и почитаемого в церковной среде Святого. Святейший Патриарх Тихон в своем Воззвании от 18 июня 1923 года призвал сознать свою провинность "перед народом и Советской властью" тех, кто "забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа — монархистами и белогвардейцами и, желая свергнуть Советскую власть, не чуждались даже входить в ряды белых армий... Мы в апреле 1922 года на соединенном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета уже осудили заграничный церковный Собор Карловицкий за попытку восстановить в России монархию из дома Романовых". А в новом Воззвании (август 1923 года) Патриарх выразил позицию предельно ясно: "Ныне Церковь отмежевалась от всякой контрреволюции. Произошла социальная революция. Возврат к прежнему строю невозможен. Церковь не служанка тех ничтожных групп русских людей, где бы они не жили — дома или за границей, которые вспомнили о Ней только тогда, когда были обижены русской революцией, и которые хотели бы Ею (Церковью) воспользоваться для своих личных политических целей. Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти".