Константин Ерофеев __ МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ
Московский литератор
 Номер 11 июнь 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Ерофеев
МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ

     
     НЕЛЬЗЯ НЕ ОТМЕТИТЬ, что в последний год российский кино-шоу-бизнес (не хочется употреблять слово "культура") "обогатился" рядом дорогостоящих мультипликационных проектов. С киноэкранов на маленьких и больших зрителей свалилась орда алешей-добрыничей и владимиров-тугариновичей, шутов гороховых, говорящих осликов и раскосых скифов. Что ж, нужно заполонить еще один сектор зрительского спроса — т.н. "семейное кино". Не всякий отец семейства поведет своего отпрыска смотреть на он-лайн "Рублевки" и не всякая мать позволит дочери наблюдать похабное "застеколье". Между тем, народ наш не прочь расслабиться в кинозале, ненадолго самим отвлечься от беспросветных будней и порадовать детей. Но поскольку "взять от жизни все" смогут лишь дети нуворишей, остальным достанется лишь часовая яркая кинокартинка, сдобренная несладкой конфеткой в аляповатом фантике.
     "Мультшедевры" сопровождаются небывалой для такого рода продукта рекламой. Пресса не скупится на панегирики — "долгожданная премьера", "героический блокбастер", "новая энциклопедия русской жизни", "самый масштабный проект в истории российской анимации". Иерархи благословляют "блокбастеры", всезнающие политологи гадают, как следует именовать "великого князя" — просто Владимиром или Владимиром Владимировичем, предлагают найти десять различий между последними. Лукавые шелкоперы очаровывают зрителей миллионнодолларовыми бюджетами, чудесами компьютерной графики и спецэффектами. Правда, как и в случае с экранизацией булгаковского романа, затраченные миллионы зрителю не видны, видимо, они также оказались под хвостом у кота-Бегемота, второразрядной тряпичной куклы. Весьма посредственный продукт, скорее напоминающий творческие поиски студентов-компьютерщиков, нежели прорывы в четырехмерное пространство аниматоров "силиконовых долин" США и Японии. Что ж, подражатели еще никогда не обгоняли творцов.
     Бросается в глаза политизированность мультпродуктов. Маленького зрителя настойчиво в чем-то убеждают, что-то навязывают, чем-то пугают. Между тем, в послевоенную эпоху мультсказки рассказывали о простых чувствах: доброте, смелости, правдивости, трудолюбии. "Серая шейка", "Гуси-лебеди", "Аленький цветочек": и сегодня люди расплываются в доброй улыбке, услышав названия этих мультфильмов. Почему в сталинское время детям не внушали идеологические императивы, не призывали обороняться от половцев и печенегов? Не возвеличивали мультипликационных "великих вождей"? Потому что маленькие зрители были окружены заботой родителей, имевших стабильную работу и гарантированный заработок. А маленьких и больших зрителей охраняла пятимиллионная армия, вооруженная мощной техникой и элитным идеологическим оружием. В той стране детей не считали нужным беспокоить, ведь "когда поют солдаты — спокойно дети спят".
     Правители Руси предстают в виде недалеких и вздорных заправил с бульдожьей хваткой воротил темного бизнеса. Любят — не любят, приласкают народ — отправят на плаху. Под стать и подданные. Русская сметка подменяется лукавством, доброта — дурашливостью, юмор — зубоскальем и шутовством, отвага — бездумным ухарством.
     Весьма интересен и образ внешнего врага. Ордынцы-захватчики и варвары-печенеги, раскосые и смуглые, беспрестанно терроризируют (пользуясь современной терминологией) Русь. Не будем повторять политкорректный миф двух "историков-академиков" об отсутствии татаро-монгольского ига. Но нелишне напомнить маленькому зрителю, что раскосые и смуглые кавалеристы "Дикой" дивизии шли в Брусиловский прорыв, монголы бок о бок с русскими поднимались в штыковой бой под Халхин-Голом. Касимовский татарин в "Доме Павлова" подавал пулеметную ленту украинцу, отбивая беспрерывные штурмовые атаки СС. А казанский татарин вместе с белорусом конвоировал сдавшихся последних защитников Рейхсканцелярии. Хотя Тугарин-Змей, олицетворение дикой степи, может рассматриваться и как намек на половецкого хана-кочевника Тугоркана из рода Шарукан (Змей), не будем забывать, что из сердца великой степи потомок русича и потомок кочевника подняли в небеса первый космический корабль. Об этом не следует забывать, впадая в ложную крайность.
     Черты характера осла Моисея из одного из "мультшедевров" весьма прозрачно (на мой взгляд) высмеивают особенности небезызвестного библейского народа. Думаю, что авторы нашли не лучшее время для "аналогий". Быть может, стоит подождать, когда фанатики перестанут с ножами врываться в культовые здания, а со страниц иных газет литься русофобские пассажи. Сейчас время для мучительного и долгого диалога, время собирать камни в общий дом.
     Наша анимация стремительно развивалась благодаря работам Ивана Петровича Иванова-Вано, Владимира Сутеева, Вячеслава Котеночкина, Федора Хитрука. В тяжелейшее время власти находили деньги на поддержку мастеров, творческие удачи которых все чаще замечали на престижных международных фестивалях. Добрые и мудрые анимационные фильмы с благодарностью принимались юными зрителями, доходили в каждый дом. Именно каждый: сегодня дома нет у двух миллионов беспризорников, у миллиона детдомовцев и семи миллионов погибших от абортов. Современные мультподелки, конечно, не являются близнецами-братьями творческих работ перечисленных мастеров. Не отнесем их и к школе мультипликационного мудреца Юрия Норштейна, блестяще отгадавшего обреченность и беспомощность красной империи, заблудившейся в тумане сомнений и предательства.
     Ноги растут из бесчисленных "поделок" о "голубых щенках" и "голубых вагонах", о "маленьких компаниях" с "огромным таким секретом". Ох, и страшной оказалась маленькая компания, прибывшая к нам как бы в запломбированном голубом вагоне. Лишь через пятнадцать лет начинаем приходить в себя от ее огромных секретов.