Петр ТКАЧЕНКО __ КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР В МОСКВЕ
Московский литератор
 Номер 04 (148) февраль 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Петр ТКАЧЕНКО
КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР В МОСКВЕ

     
     Можно уверенно сказать, что сегодня русский народный дух в большей мере сохраняется именно в казачьих песнях, чем собственно в русских народных. Это доказывается невероятной популярностью казачьих песен, причем, не только в казачьей среде. И ясно, почему так сложилось. В условиях, когда народная песня, по сути, перестает бытовать в своем естественном, стихийном виде, единственным убежищем для нее, хранителем ее становится профессиональный песенный коллектив, сцена. Но они-то в "информационном" обществе и оказываются легко регулируемыми. Нет, не из цензурных соображений, а из соображений мировоззренческих и идеологических. При этом за народное очень легко выдать нечто лубочное, пряничное, чуждое народному духу. Что собственно и происходит с русской народной песней, в чем трудно не заметить преднамеренности. Глубины народного сознания, проявляемого в песне, в которые подчас и заглядывать страшно, востребованные в любые времена, при этом, по сути, отринуты. Но оказывается, что и народной казачьей песне грозит такая же опасность. Нет, ни о каком запретительстве, как ранее, теперь речь не идет. Наоборот, декларируется возврат к традиционным народным ценностям. По сути же происходит их изымание из общественного сознания, но уже иными средствами — искажением их духа и смысла. В этом и состоит коварство и лукавство ситуации. О том, что это действительно так свидетельствуют изменения, происшедшие в репертуаре Государственного академического Кубанского казачьего хора (художественный руководитель Виктор Захарченко). Это не просто изменения, а кардинальное изменение художественной направленности прославленного народного коллектива. Суть изменений состоит в том, что из репертуара настойчиво и последовательно вытесняется собственно казачья народная песня и подменяется современными песнями на стихи русских поэтов, как прошлого, так и нынешнего времени. Причем, на музыку самого художественного руководителя хора.
      Вот уже два года Кубанский казачий хор приезжает в Москву собственно без казачьей песни, чем повергает в недоумение столичных зрителей. Ведь именно казачьей народной песни от казачьего хора здесь ждут, а не вариаций современных песен, которые могут быть представлены другими коллективами. Очередное выступление хора в Москве в рамках "Рождественской хоровой программы" 13 января 2006 года в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя содержало в программе только три народных песни. Кроме же фрагментов Рождественского обряда, программа состояла из авторских песен на музыку Виктора Захарченко на стихи Ф.Тютчева, И.Бунина, Ю.Кузнецова, В.Кострова, Н.Рубцова, А.Заволокиной…
      Оправдана ли такая подмена в репертуаре народного хора? Нет, абсолютно ничем не оправдана. Наоборот, в период брожения умов и нетвердости душ людей, да что там — коллективного умопомрачения неизбежных в революционную эпоху, именно через обращение к народным традициям люди возвращаются к самим себе, к своей судьбе, своей ментальности, устав блуждать под бездорожьем всевозможных мировоззренческих и идеологических заморочек.
      Причина, по которой столь резко изменилась репертуарная направленность хора, неубедительна и не выдерживает никакой критики. По логике художественного руководителя время "варэнэчкив" прошло. (Это такое собирательное обозначение всего народного — из песни "А мий мылый варэнэчкив хоче"). Теперь, мол, требуется другое. Как понятно, "требуется" призыв, прямое обращение. О, как это памятно еще со времен В.Белинского с его "социальностью". Правда, ни к какой мобилизации людей это не приводило, а оборачивалось в его последователях к откровенному вульгарному социологизму, то есть надрыву народной традиции. Из лучших, безусловно, побуждений.
      Почему требуется именно это, кто определяет требование, неизвестно. "Рынок", "спрос"? По аналогии — под прикрытием этаких пресловутых "рынка" и "спроса" у нас сегодня, по сути, изъята литература из общественного сознания. И кто убедит нас в том, что народ требует этого откровенного печатного бесстыдства?.. Народ требует совсем иного. А стало быть, ссылка на "спрос" более чем неубедительна. Очевидно, что критерием для народного хора должна быть не конъюнктура, не некая умозрительность, а сама народная песенная традиция.
      Как понятно, народный хор при этом становится просто авторским хором одного человека, пусть даже и талантливого. Но мы-то говорим о народной песенной традиции, в конечном итоге — о духе народном…
      Примечательной особенностью отличалась нынешняя "Рождественская хоровая программа". Дело в том, что первое отделение концерта составило выступление мужского хора Московского Сретенского монастыря, а второе отделение — Кубанского казачьего хора. Удивительным было то, что хор Сретенского монастыря, призванный исполнять духовную музыку, обратился к казачьим песням. Во всяком случае, была исполнена старинная казачья песня "Ой, на гори, тай жэнци жнуть", а так же популярная воинская песня "Не для меня придет весна". Попутно скажу, что последняя песня, точнее романс есть и в репертуаре Кубанского казачьего хора, настойчиво помечаемый в программах как безымянный, хотя эту песню на стихи русского поэта А.Молчанова, написанного в 1838 году на борту флагманского корабля Черноморского флота "Силистрия" я давно включил в полном виде в сборник "Офицерский романс". "Песни русского воинства" (М., "Граница", 1999 г.) С указанием авторства и описанием биографии песни. Но это к слову. Удивительным было обнаружить, что церковный певческий хор обращается к казачьим песням, что свидетельствует об их востребованности в обществе, а казачий хор от казачьих народных песен, по сути, отказывается. Ситуация, что и говорить, неестественная и довольно странная, не оправданная никакими апелляциями к требованиям и велениям времени.