Жанна Голенко __ НАВЕРНОЕ, К СОЛНЦУ?
Московский литератор
 Номер 03 (147) февраль 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Жанна Голенко
НАВЕРНОЕ, К СОЛНЦУ?

     
     КОНЕЧНО, МОСКОВСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СП России не раз проводила слеты молодых писателей. Случалось это почти каждый год, и каждый год десятки тружеников всевозможных жанров, разумеется, уже имеющих первичный опыт, становились членами Союза. "Не было критериев для строгого отбора?" — спросите вы. Пожалуй, были, но бывали и такие случаи, когда "за компанию" к спискам участников приписывали и жен, и подруг, а один раз даже тещу чью-то приписали. Но это из области анекдота. Если серьезно, то жадничать красными корочками мастера не жадничали. А что потом становилось с этими литераторами — вопрос.
     Несколько лет назад начал функционировать Форум писателей, проводимый Филатовским фондом в Липках. Что ж, дело, безусловно, хорошее: приглашать со всей России пишущих людей до 35 лет, в течение недели обучать их в мастер-классах, обещать публикации в "толстых" журналах, а потом избирательно печатать в сборнике "Пролог".
     Вы только не подумайте, что мероприятия нашей Организации и Филатовского фонда были в чем-то несостоятельны, неинтересны, не нужны и т.д. Отнюдь. Наоборот. Я, кстати, была прямой участницей и того, и другого. И определенно могу заявить, что талант мастеров, уровень семинаристов, творческая атмосфера — все способствовало "во имя", все было "за", а не "против".
     Слет "Дети Солнца", придуманный журналом "Московский Вестник", — дело опять таки молодое. Даже юное: первый Слет проходил только в конце сентября 2004 года. Но уже есть претензии на постоянность, регулярность и свое особое место в цепочке похожих мероприятий. Почему? В чем же, кроме как ко многому обязывающему названия, "особенность" "солнечной" акции?
     Ну, во-первых, в сознательно небольшом количестве семинаристов. Отбор жесткий. Из сотен рукописей В.И. Гусевым, мной отбирается максимум тридцать, поскольку сам факт участия — это возможность рекомендации и последующего приема в Союз, публикации в новых (или обновленных) журналах организации, издание отдельной книжки. А это уже и во-вторых, и в третьих, так как все прекрасно понимают, сотню людей вот так сразу, поголовно одним, другим, и пятым наградить нереально — или высшая позиция помешает, или возможности. Кроме того, при отборе материалов самым серьезным образом учитывается творческий послужной список претендента, поэтому у каждого "ребенка" за плечами, как правило, публикации в газетах, в журналах, ЛИТО, сборники, участие в различных форумах, конференциях и т. д.
     Конечно, в начале пути в одиночку даже на "малой территории" все обещанное исполнить не реально. Отсюда первое сентябрьское мероприятие 2004 года и второе — в апреле 2005` проводились совместно с Литературным институтом. Последнюю на сегодняшний день акцию (октября прошлого года) было решено осуществить самостоятельно, локально, вследствие чего назывались Слетом не "молодых писателей России", а "молодых писателей Москвы".
     Локальность объясняется прежде всего тем, что мы — Больная Никитская, а не Комсомольский проспект. Во-вторых, с участниками-москвичами в процессе дальнейшей работы в газете, в журнале, Клубе легче поддерживать контакт. Это показала практика. Но когда в редакцию "МВ" обратились из Петрозаводска, из Волгограда, Нижневартовска, Казахстана, из Тамбовской и Челябинской писательских организаций с просьбой включить в работу их делегатов (разумеется чьи материалы были прочитаны и одобрены), отказать — не могли. Однако, оговорили условие: проблемы проживания и питания немосквичи решают сами. Поэтому когда четверо ребят из Челябинска, семеро человек из Тамбова, остальные немногие из других городов приехали, потратив и вложив свои кровные, их задача на Слете была одна — получить: информационный максимум о своих материалах, максимум от работы мастерской, от общения с мастером и с семинаристами и т.д. Я, честно признаюсь, не припомню такой жажды работы. Их энергетика, напор, уровень (все оказались профессиональны и квалифицированы не только на бумаге, но и в живом общении) "зажигали" остальных. Признаюсь, что, как организатор, я в расписании акцент сделала на семинары, выделив на них по два с половиной часа. Объяснение мое было простое: "Вы не в Переделкино, не в Подмосковье, а в Москве, в ее центре, поэтому свой досуг легко составите сами". — "А мы приехали сюда не развлекаться". И если бы не заседания творческих бюро, которые совпали с семинарами, то нужно были бы заседать и три, и четыре часа (кстати, В.И. Гусеву пришлось таки заседать дополнительно). "Гвозди бы делать из этих людей".
     Все это время в, скажем так, "литературнородовом" плане мастерских функционировало три: проза (в разное время их вели С. Н. Есин, С. П. Толкачев, А. К. Кожедуб, Ж. А. Голенко), поэзия (вели В. И. Гусев, В. Г. Бояринов, И. Ю. Голубничий), критика (вели В. И. Гусев, Ж. А. Голенко). Нет, конечно, присылались материалы и других "родов" и "жанров", особенно много всегда было пьес и переводов, но все это по тем или иным причинам "рубилось", а лишь бы для галочки никто никого у нас не тянет.
     В итоге, за полтора года жизни Слета в Союз писателей России было рекомендовано двадцать восемь человек (принимать МГО может в Союз только москвичей, остальным — рекомендации на места). Принято десять: К. Булавкин (г. Орехово-Зуево) (м-я поэзии В. И. Гусева), А. Веселовский (г. Москва) (м-я поэзии В.И. Гусева), К. Горбылева (г. Томск) (м-я критики Ж.А. Голенко), А. Иванова (г. Москва) (м-я поэзии В.Г. Бояринова, И.Ю. Голубничего), Н. Макеева (г. Москва) (м-я прозы С.Н. Есина, С.П. Толкачева), Т. Решке (г. Новосибирск) (м-я поэзии В.Г. Бояринова, И.Ю. Голубничего), Е. Романенко (г. Челябинск) (м-я прозы С.Н. Есина, С.П. Толкачева), О. Русакова (г. Москва) (м-я поэзии В. Г. Бояринова, И. Ю. Голубничего), Д. Сахранов (г. Москва) (м-я прозы С.Н. Есина, С.П. Толкачева), Ю. Скрылева (г. Истра) (м-я поэзии В. Г. Бояринова, И. Ю. Голубничего).
     Практически все были опубликованы в "Московском Вестнике", 2005, №1, 3, 4, 6 и 2006, №1. Были, разумеется, публикации в "Московском литераторе" — это наш друг и помощник, в "Литературной газете". Многие принимают участие в работе Клуба, кого-то пригласили учиться в Литературный институт.
     И? Что дальше?
     Помнится на одном из заседаний Клуба обсуждался вопрос: "Можно ли научить писать? Нужны ли литературные институты, слеты, форумы, лито?" Мнения разделились. С одной стороны: научить писать, разумеется, нельзя, и Пушкин с Блоком литинститутов, извините, не заканчивали. С другой: творческим людям нужна некая площадка, территория, дом, что хотите, где они могли бы собираться, учиться, думать, писать.
     Что ж, и то, и другое верно, спорить не приходится. За тебя никто не напишет и за руку в редакцию не поведет. И тут, как в "Золушке" Шварца: "Связи связями, но никакие связи не сделают душу большой, а ножку маленькой" — отвечать за сделанное (а еще больше за не сделанное) только тебе. И никакие форумы со слетами не спасут, и диплом не поможет. "Спасение утопающих…".
     Но я за круг. Спасательный круг, жилет, надувной матрас… За все то, что держит на плаву и не дает захлебнуться в том море, что у нас литературным процессом зовется. Я за институты, лито, форумы и прочие подобные организации. Потому как молодому литератору по-прежнему трудно заявить о себе, напечататься, прорвать сплоченные ряды постоянных авторов при том или ином журнале, где всё и вся расписаны на год, если не больше, вперед. Потому как "юность" при всей ее активности и жизненности — "рвущейся товар". Уязвима.
     Сейчас внимание к "молодым" более чем пристальное. Каждые шесть месяцев совещания, премии, дебюты (вопрос "нужности/ненужности" — за скобки). В каждом уважающем себя журнале либо соответствующий конкурс, либо рубрика, либо еще что-то. И это не случайно. В литпроцессе давно чувствуется потребность более четкого определения того материала, что выходит из-под пера "двадцатилетних-тридцатилетних" (условно назовем их так), того места, которое они занимают. В литературном воздухе давно ощущается необходимость в определении прежде всего самого поколения этих авторов. Что это такое?
     Каждому поколению, — как писал Эйхенбаум, — дается десять-пятнадцать лет. До — подготовка, после — расширение материала. Подготовка прошла. И "Дети Солнца" — это непросто пятидневные мастерские с трехчасовыми обсуждениями и подведением итогов. Это срез. Срез текущего "начинающей" литературы, где масштабно-географическое (несмотря на шапку московской организации, авторы съезжаются от Мурманска до Нальчика, от Воронежа до Владивостока) множится на идейно-нравственное, на идейно-духовное. "Сколько цветов на лугу и каждый цветок цветет по-своему". Где на какое-то время рушатся разъединяющие центробежные силы современного дня, и люди могут спокойно общаться, работать. Это лаборатория со всеми ответами и не ответами на витке более масштабном. Именно поэтому основное время в расписании слета — общение с мастерами. (Хотя, разумеется, были и экскурсии, и походы в театр, и встречи, и многое другое). И здесь, кстати, можно вспомнить о вечере в ЦДЛ, проводимом вскоре после II Слета.
     Все опытные педагоги, лекторы знают: есть костяк, есть "обои". Все опытные педагоги обращают свои речи к первым. Все опытные педагоги в душе не возражали бы, чтобы вторые наконец встали и ушли, не мешая своим отсутствием присутствия остальным. Потому что в творческом акте балласт не нужен.
     А сколько приглашали 12 мая в ЦДЛ на дискуссию "Здравствуй, племя младое… Знакомое?" Около тридцати. А сколько приняло участие? Около тридцати. А на самом деле? Около тридцати.
     Так не бывает.
     Странно, но так было.
     Это был совместный "проект" (вот модное слово!) Клуба и "Детей Солнца". Этакая "встреча на Эльбе". Этакая попытка в живой, открытой беседе наметить ход к решению горячих литературных вопросов. Что есть литература "двадцатилетних-тридцатилетних"? Каково ее направление и берега? Где она "обитает"? Интернет-литература — что за литература? Как опубликоваться? Etc, etc, etc.
     Тогда с Надеждой Горловой мы, как кураторы Клуба, и я, как организатор Слета, пригласили на это ристалище императивных, диалогичных "клубников": Романа Сенчина, Дмитрия Черного, Максима Артемьева; таких "слетчиков", как Дмитрия Сахранова, Клима Булавкина, их мастеров: Владимира Гусева, Сергея Есина, Алеся Кожедуба, Сергея Толкачева. Прибавьте сюда студентов Литературного института, и вообразите накал разговора.
     Хорошо инициированная беседа подобна хорошему хоккею. Пас за пасом. От одного к другому, от другого к третьему. И ни одного провиса. Паузы.
     Начали в семь. Закончили без пятнадцати десять, когда "ответственный за помещения" загремел ключами.
     Что нас держало? Озвучивая проблемы, зная, что не решить их сейчас ни за два часа, ни за три, мы умножали открытые концовки на потребность услышать, понять "соплеменника".
     Определенно. Момент пассива прошел. "Племя незнакомое" хочет и может иметь свою трибуну, микрофон, площадку. Настал момент громко заявить о себе.
     Нет. Когда тебе скептически протянут: "Зачем тебе все эти мероприятия и вечера…", — не спорь. Пожми плечами. Перед тобой неофит. Два великих русских человека за одну ночь в "Славянском базаре" выработали концепт, перевернувший весь ход мирового театрального искусства.
     Мы молоды. Наша система в разработке. Но нас больше двух. И балласта нет.
     Четвертый "московский" Слет "Дети Солнца" будет проходить скоро, в конце апреля уже начавшегося 2006 года.
     В гастрольной практике наиболее важными считаются гастроли первые: они самые показательные, самые определяющие. Отсюда так важны были для послевоенного СССР первые гастроли ГАБТа в Лондоне в пятьдесят шестом году. Затем, конечно, уже что-то может быть лучше, что-то хуже, но первые — это первые. В литературной жизни такие синусоиды нежелательны. И нужно, чтобы четвертая наша встреча была не ниже предыдущих. А поэтому будем "жить и выполнять свои обязанности". А поэтому — вперед, поскольку самое красивое движение в балете, в искусстве, и в жизни вообще — это движение вперед. Наверное, к Солнцу?