Вл.Гусев __ АВТОМАТИЗАЦИЯ
Московский литератор
 Номер 03 (147) февраль 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Вл.Гусев
АВТОМАТИЗАЦИЯ

     
      При нынешней жизни, при той информации, которая идёт по телевидению и т.д., у людей всё чаще возникает чувство, что всё висит на ниточке. Почему? На какой ниточке? В чём дело? Конкретных ответов нет. То ли пожар будет, то ли Украина вовсе с ума сойдёт, то ли Гольфстрим повернёт куда-то, то ли террорист влезет… куда не знаем, то ли Дума примет очередной закон об автомобилях. Словом, то ли, то ли. А ощущение есть.
      Я это к тому, что в такой обстановке очень трудно говорить о жанрах и стилях, вообще о художественности в литературе.
      Но, может, именно таких-то разговоров и не хватает?
      Может, будь их поболее, будь они посерьёзнее, она и мысль о ниточке приходила бы реже?..
      В общем, два слова "о жанрах и стилях".
      Ну не о жанрах и стилях как таковых, а… ну, понятно.
      Если взглянуть свежим оком, в литературе происходит вообще-то странное. В литературе как явлении, а не у тех или иных авторов, в тех или иных группах и пр.
      Да, странное: ВСЕ УМЕЮТ. Особенно это видно по стихам.
      Исчез (или почти исчез) тот традиционный графоман, которого мы знали много десятилетий. Который писал:
     
     "Наверно, он, чудак Натан,
     Неоднократно лаял скверно,
     Что СССР одна из стран,
     Чья развитость чрезмерно слаба".

     
      Такие стихи вызывали радость у редакторов: всё ясно. Я, редактор, умный, а он глупый.
      Ныне радость редакторов поутихла. Стихи пачками и толпами идут технически квалифицированные, в них есть почти всё, кроме… кроме. Снова тут вспомнишь Иммануила Канта. Факторы художественности: оживляющий принцип, воображение, вкус, рассудок… Почти всё есть… дело за малым: оживляющего принципа нет. А это наиболее трудно доказуемо и …наиболее печально.
      Но только ли стихи? Мне сейчас рассказали потрясающую историю. Капитан спецназовец, который ранее ничего не писал, случайно (неважно как) вторгся в эту сферу. И с 2001 г. написал 32 книги прозы, довольно объёмные. И всё это издано и читабельно.
      Это как?
      Тут и Лопе де Веги с их 1200 пьесами разведут руками.
      - Дешёвка, детективы, - успокоительно скажут.
      Не знаю; сам не читал.
      Но ясно одно: в литературе - как и в жизни! - идёт некая АВТОМАТИЗАЦИЯ, неизвестно, кто на кого или кто на что более влияет: мы на интернет и пр. или интернет на нас, мы на роботов, или на нас - роботы.
      … Что делать?
      … А может, выходы есть простые?
      Может, очарованные всей техникой, компьютерной или и чисто литературной (XIX и XX века УХ как поработали!), мы - ОСТАНОВИЛИСЬ?
      Может, писать всё же надо не так как раньше?
      Ведь автоматизировано, ибо уже известно.
      Известно как делается.
      Может, писать надо… ну, короче?
      Ну, плотнее?
      Ну, ближе к тайне САМОЙ жизни, а не к выдумке?
      Ведь выдумывать нынче бессмысленно, виртуальная техника уже делает это КУДА лучше нас…
      Может, писать надо менее технично и порою и более "неправильно", да - ЖИВО?
      Может, может…
      Может, надо и верно, во всех смыслах, выйти из оцепенения.
      Ведь 32 романа в 5 лет - это не активность Духа, а Его оцененение.
      Это - активность, но не Его, а лишь наших несчастных нервов…
      Бессмысленные советы?
      В этой жизни МНОГОЕ начиналось с бессмысленных советов.
     
     31 января 2006.