Вл. Гусев __ ПЛОТНОСТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Московский литератор
 Номер 02 (146) январь 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Вл. Гусев
ПЛОТНОСТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

     
     Время от времени ответственные лица государства сообщают нам, что дела в России идут хорошо, что доходы преобладают над расходами, что и внешняя и внутренняя политика дают свои плоды, армия укрепляется и т.д. В чём-то всё оно, может, и так. Но тревога не проходит. Рост цен, в том числе на самое необходимое, на "ЖКХ" и т.д., превышает всякие фантазии. Мы уже говорили, что цены растут геометрически, а зарплаты, пенсии и т.д. арифметически; в новом году эти тенденции усиливаются. Для богатых это "тьфу", для бедных — полная катастрофа. Между тем имущественное расслоение общества — всё резче… Телевидение во всех "Вестях" и пр. продолжает долбить о смертях, пожарах, взрывах, извержениях, наводнениях, землетрясениях, бурях, суперморозах и снегопадах. С Украиной ВДРУГ рассорились на грани войны и так же неожиданно помирились, к неудовольствию украинской "оппозиции" и разных просто сумасшедших, которые продолжают кусать нас за пятки, не ведая ЧЕМ играют. Нравы падают — ниже некуда; многие честные люди перестали верить вообще кому бы то ни было, в том числе и таким как они сами, а то и самим себе. Смертной казни нет, но жизнь человеческая не стоит ничего. Люди церковные заняты не столько Богом и Любовью, сколько просто церковными ритуалами; что касается церковной морали, то многим ловким бизнесменам очень нравится, например, принцип "Грешить и каяться, грешить и каяться", прославленный ещё одной из героинь А.Н.Островского. Нагрешил как угодно, потом дал деньги на часовню и т.п., вот и ладно: "все довольны" (все ли). Больные вопросы о недвижимости и т.д. запутываются, притом явно нарочито, всё более и более. Власть средних и мелких чиновников по-прежнему безраздельна и даже усиливается в самой этой своей безраздельности, если это как-то возможно. Коррупция всё растёт и de facto узаконена.
      В сфере литературы всё более торжествует общий принцип прагматизма. Хотя художественная литература, по Канту и не только по Канту, — это "незаинтересованная", духовная деятельность.
      Чуть подробней об этом.
      Унылое, но уютное иностранное слово "прагматизм" по-русски означает простое: власть выгоды.
      Когда это вторгается в духовную сферу, оная перестаёт быть оной. Ну, например. Идёт интервью: очень признанный прозаик и, скажем так, очень активный критик. Оба опытные и знающие… Прозаик жалуется, что один там его роман не заметили — и называет причину: в журнале тираж был "ниже объявленного". Критик как ни в чём не бывало принимает это.
      Обоим опытным и т.д. как бы и в голову не приходит, что роман, может, не заметили вовсе не из-за тиража. "Привычное дело" Белова было напечатано в журнале "Север" в первом номере 1966 совершенно мизерным для тех времён тиражом, однако и тогда все прочли, и до сих пор читают…
      Выгода прозаика, выгода критика (зол на этот журнал).
      А истина литературного процесса?..
      Я привёл пример вполне средний, типичный, не очень даже и выразительный; все знают, что можно приводить примеры и куда более резкие. Причём всё более входит в моду просто врать, без всяких там. Это я к тому, что когда-то говорилось, что "лучшие" виды лжи делаются из полуправды. Кстати, тираж-то был равен объявленному.
      Нужно какое-то общее пробуждение общества…
      Да, нужно, нужно…
      Ждём давно.
     
     18 января 2006.