Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 02 (146) январь 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Интерес российского общества (или, во всяком случае, столичной публики, которая в значительной степени и считает себя "российским обществом") к произведениям современного отечественного кинематографа сам по себе мог бы являться позитивным признаком, если бы этот интерес являлся результатом свободного и сознательного выбора народа, а не запрограммированным изначально результатом коммерческих технологий. Жизнь обнаружила грустную очевидность, а именно то, что современные технологии манипулирования общественным сознанием, при всей их внешней кажущейся прямолинейности и даже "тупости", позволяют заставить огромное количество людей совершенно разного духовного и интеллектуального уровня "захотеть" относиться серьёзно к вещам, которые при нормальных, "свободных" условиях, возможно, получили бы более прохладную и скромную оценку. Фантастических коммерческий успех новейших российских фильмов "Девятая рота", "Мастер и Маргарита", "Ночной дозор" и "Дневной дозор" являет собой классический пример воплощения современных коммерческих проектов, в основе которых лежит воздействие на самые примитивные центры человеческого восприятия, к тому же ослабленные длительным отсутствием каких бы то ни было устойчивых ориентиров. Многие современные теоретики социального поведения, а также просто пишущие журналисты склонны оценивать всплеск интереса к отечественному киноискусству в сугубо восторженном, оптимистическом ключе: дескать, главное, что потребитель повернулся лицом к отечественной культуре, а уж потом, со временем, он непременно начнёт (почему то считается, что "непременно начнёт") эстетически и духовно совершенствоваться, и его грядущее гипотетическое совершенство заставит, в свою очередь, отечественного кинохудожника повышать своё профессиональное качество, дабы "соответствовать", и т.д. Естественно, это суждение грешит простодушием, а вернее лукавством. В современном российском обществе на нынешнем историческом этапе культивируется атмосфера декоративного патриотизма, в целях локализации и нейтрализации возможного пробуждения национального самосознания народа. Огромные средства (материальные, интеллектуальные и художественные) брошены на создание политических структур, призванных обозначить наличие "патриотических сил", вот-вот готовых "встать", и всё такое, но, по сути, глубоко подконтрольных своим изначальным хозяевам. Всё настоящее деловито и своевременно подменяется подобиями и имитациями… Современный российский кинематограф является, вольно или невольно, одной из существенных частей огромного механизма, "работающего" на оболванивание народа. Для чего создавался кинопроект "Мастер и Маргарита"? Для того, чтобы воплотить в кино знаменитый роман выдающегося русского писателя? Полноте, слишком уж очевидно убог результат, несмотря на обилие актёрских знаменитостей. Однако совершенно очевидно авторское стремление утрировать все возможные негативные стороны советской жизни и человеческие слабости советских людей, показать, что тогда было “все плохо”. Все прочие "проекты" при ближайшем рассмотрении скрупулёзно следуют именно этой цели, а всё остальное есть не более чем средство для удержание внимания потребителя и усыпления его нравственного и духовного иммунитета. Именно этой цели подчинено всё нынешнее "творчество" современных кинопроизводителей, именно поэтому столь массированна и агрессивна реклама их весьма скромных творческих "откровений"… Вообще, состояние современного российского кинематографа представляется столь плачевным, что, похоже, нынешний исторический период для нашего кино в контексте мировой культуры будет ознаменован полной пустотой. Ну не бредни же Сокурова, замешанные на синтетическом псевдогуманизме, предъявлять мировой культуре и Вечности в качестве взлёта национального творческого духа?! Особенно очевидным становится это жалкое зрелище в сравнении с великим наследие советского кинематографа, доныне заставляющим замирать в восхищении даже при случайном и поверхностном соприкосновении даже самых убеждённых теоретических противников Советской власти…