Я К ВАМ ВЕРНУСЬ
Ольга Пономарёва-Шаховская. “Ходики”. Стихи. Частушки. Рассказы — М., “Московский Парнас”, 2004. |
Поэзия — это зеркало. Зеркало не простое. Зеркало, отражающее автора, а уже после, в этом отражении вы можете найти и сходство с собой. Разглядев поэта — его взгляд, его стать, его душу, вы отмечаете похожесть мировозрения или, к примеру, одинаковую гражданскую позицию. Такое вот зеркало, посмотрев в которое, вы можете увидеть себя частично, растворится в этом зеркале или больше никогда не глянете в него. Причём дело не всегда зависит от уровня поэзии, хотя, конечно, я веду речь о поэзии в её высоком смысле слова, а не о графоманстве и других проявлениях словесного недержания. Я думаю, примером такого зеркала может служить книга Ольги Пономарёвой-Шаховской "Ходики". В этой книге собраны не только стихи, но частушки и проза. Я бы не хотел останавливаться на имеющихся в этой книге недостатках. Я уверен, что при кропотливой работе от них не останется и следа, а хотел бы рассказать именно о тех сходствах авторского отражения и рядового читателя, в данном случае меня. О том трогающем за душу единении с природой, о живом ясном взгляде на нашу тяжкую жизнь. О вере и предназначении человека, о счастье и творческих муках. О смысле бытия... Однако обо всём по порядку.
В первом разделе книги "Деревенская пастораль" я вижу поэта влюблённого в красоту родного края, влюблённого в родимую землю. Поэта, воспевающего, казалось бы банальные вещи. Герои её стихов — и подорожник, и ромашка, и старая черешня. Но именно в этой простоте, через эти детали и передаётся тот богатый внутренний мир автора, стремящегося к естественной гармонии со всем живым:
Струился золотом закат
на окружавшие предметы,
и ранней осени приметы,
заметней стали во сто крат.
Являя таинство смиренья
стекались листья на колени.
Ржавели золотистые шары,
что гордо возвышались у забора,
и паутины хрупкие миры
дрожали в ожиданьи, скоро
они похитят сон у мушек —
проныр, кусак и ротозеек.
И травы не торчали дружно,
как в мае у пустующих скамеек.
Каждый ли из нас задумывается о нашем предназначении, о Боге, о смерти, о судьбе? Я думаю, каждый. А для поэта это одни из основных тем в его творчестве. Вечные темы, которые нельзя обойти стороной. Но чтобы говорить о них, нужен не только жизненный опыт, а нужна высокая духовность и вера. И мне кажется, что Ольга Пономарёва-Шаховская в разделе "Костёр" предстаёт перед нами не только зрелым человеком, а и глубоким и честным поэтом:
О жизни не привыкла — длинно,
Наверно, потому что коротка,
Что клин последний журавлинный —
Тоску несу на крыльях — в облака!
О смерти не привыкла — плохо:
Находимся под Божьей дланью,
У каждого из нас своя дорога.
Её конец — смиренье, покоянье!
В душе мы, конечно, все романтики и мечтатели. Но жизнь со своими реалиями застовляет нас всё больше думать о хлебе насущном, быт заедает нас. Далее мы теряем вкус к жизни и становимся простыми обывателями да потребителями. А такие стихи, что в разделе "Как соль в Атлантике" обветрены морским ветром и пропитаны океанской солью. Они помогают забыться, отрешиться от проблем и подняться над действительностью. Поэт должен быть романтиком! Поэт обязан быть мечтателем:
Раздобуду краски на меду,
Их слегка с водою разведу
И раскра
шу белое стекло,
Чтобы в стылый дом вошло тепло.
Нарисую солнца абажур
И волны блуждающий ажур,
И дельфинов стайку у буйка,
Колыханье пальм от ветерка,
Нас, на пляже греющих бока.
Горы, а над ними — облака,
Неба голубого чистый свод,
А пока рисую март придёт...
Человеческая жизнь... Сколько событий вмещает она в себя? Детство, юность и всё дальше и дальше к далёким берегам. Бесценен человеческий дар, что зовётся памятью. Наша память блуждает по перекрёсткам времени и раскалённой иглой пронзает наш мозг, выхватывая из подсознания наиболее яркие события. И вот в таком симбиозе прошлого, настоящего и будущего, обязательно будущего, мы движемся по жизни под размеренный стук настенных ходиков. Как в одноимённом разделе книги Ольги Пономарёвой-Шаховской:
Ходики
Мне времечко отсчитывают ходики,
Что куплены задолго до рождения.
И промахи мои и подвиги
Отмерены в часах без промедления.
А сколь кругов ещё повертятся...
В разделе "Отблеск вдохновения" довольно много стихов с посвещениями. Поэт как бы ведёт диалог с давно ушедшими и ныне живущими. Автор проецирует себя на этих людей, пытаясь понять своё предназначение. Уже не просто повествуя, восторгаясь или осуждая. Поэт нащупывает то важное, пускай через неприхотливые и порой наивные образы, то главное. То к чему каждый стремится, сознательно или интуитивно:
Я к вам вернусь
Я к Вам вернусь
грибным дождём игривым,
Росой дрожащей на цветке,
берёзовой зелёной гривой,
Улыбкой в чистом озерце.
Я к Вам вернусь
закатом и рассветом,
Весенним небом
в кучерявых облаках,
Душистой корочкой
ржаного хлеба
В ребячьих, маленьких руках.
Частушки жанр простой. Ой ли? Для того, чтобы не скатиться на пошлость и чернуху, от автора требуется не только знание народного фольклора, но и отточенной поэтической техники. Тонкого юмора и чувства меры. Частушки это поистине народный жанр. Частушка должна стать своей, она должна быть и злободневна, и лирична, если хотите, одновременно. Такая вот непростая задача. И на мой взгляд у Ольги Пономарёвой-Шаховской есть, при всех оговорках, удачные примеры:
К нам артисты из столицы
приезжали порезвится.
Спали, ели, пили, пели —
наших всё ж не одолели.
или
Внукам дед послал сюрприз:
апельсинов семь кило.
Вышел самогон душист,
отмечало всё село.
И напоследок несколько слов о прозе, представленной маленькими рассказиками. Понравилось то, что автор ищет необычные ходы в тематике повествований. К примеру, в рассказе "Уличный фонарь" и "Стакан". Чувствуется, о чём хотел сказать писатель, что наболело у него в душе. Хотя, конечно, проза это совершенно отдельный жанр. И требуется немало времени и мастерства, а они конечно сразу не приходят, чтобы рассказ был и высокохудожественен, и актуален, и просто интересен. Отрадно, что Ольга Пономарёва-Шаховская пробует себя в разных жанрах. Я желаю ей от всей души новых побед и творческих открытий.
|
|