__ Владимир СПЕКТОР: СЛУЖЕНЬЕ — МУЗ НЕ ТЕРПИТ…
Московский литератор
 Номер 24 (144) декабрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Владимир СПЕКТОР: СЛУЖЕНЬЕ — МУЗ НЕ ТЕРПИТ…
Владимир Спектор
     Он мечтал стать писателем с детства, но 23 года проработал в конструкторском бюро. Первая книга стихов вышла в 90-м году, когда ему было 39 лет. После этого его личное дело 4 года пролежало в приёмной комиссии сначала Союза писателей СССР, а потом Национальной Спилки. В 94-м году он был принят в Межрегиональный союз писателей Украины, созданный группой молодых литераторов при поддержке Сергея Михалкова и других видных писателей.
     Сегодня поэт и журналист Владимир Спектор возглавляет эту творческую организацию, центр которой находится на дальнем востоке Украины, как иногда называют Луганск. Он — автор 15 книг, лауреат писательских и журналистских премий. Но его стихи, о которых уже написаны серьёзные статьи в Москве и Минске, практически неизвестны в Киеве.
     Что это, случайность или неизбежная примета времени? Кем ощущают себя современные писатели — инженерами человеческих душ или людьми, которым писать интересней, чем жить — об этом мы говорим с Владимиром Спектором, руководителем одного из двух украинских профессиональных писательских союзов, сопредседателем Конгресса литераторов Украины.

     
     — Владимир Давыдович, а с чего начиналось писательство у вас?
     — С запойного чтения в детстве, когда казалось, что плохих книг вовсе не бывает, со знакомства с поэтической классикой в армии, где в полковой библиотеке оказался замечательный выбор русской литературы. А потом было литературное объединение имени Сосюры, дружба с писателем Николаем Малахутой, литературоведом Виктором Филимоновым и незабываемым Петром Шевченко. Он был не только хороший журналист и верный друг, но и прекрасный поэт, чья гибель — на мой взгляд, трагедия для украинской литературы. Общение с этими людьми дало мне, наверное, больше, чем Литературный институт, куда меня в своё время не приняли.
      А ещё я переписывался с Давидом Самойловым и Вадимом Шефнером. Это было чудо, что они отвечали на мои письма, давали советы, оценивали присланные мной стихи. Ведь я был для них — просто человек с улицы. Кстати, написал я тогда и двум киевским поэтам, которые, узнав, что работаю я на заводе, снисходительно похвалили меня за самодеятельность и посоветовали больше внимания уделять развитию тепловозостроения. Мол, каждому — своё.
     В 1989 году в Луганск приезжал Евгений Евтушенко. Он тогда поддерживал Юрия Щекочихина, который баллотировался от нашего города в Верховный Совет СССР. После встречи с читателями, которая прошла в форме концерта, я, наверное, часа два простоял у выхода из Дворца культуры в ожидании мэтра. Наконец, он появился, и я, представившись, вручил ему папку со стихами. Папку он взял, но ничего не пообещал. А месяца через два на адрес областной организации Союза писателей пришло его письмо с доброй рецензией и пожеланием успехов. И это тоже было чудо.
     — Почему же так поздно вышла ваша первая книга?
     — В принципе, она была готова к печати ещё в 1981 году. Но тогда слишком много было против меня — и беспартийность, и национальность, и инженерство. В общем, ответ из издательства "Донбасс" пришёл отрицательный. Помню, я показал его Владиславу Титову, и тот сказал: "Это несправедливо, и я постараюсь тебе помочь". Но, буквально, на следующей неделе он внезапно умер. И помочь уже было некому.
     Был период, когда я бросил писать стихи. Серьёзно занялся гидравликой и теплотехникой, стал ведущим конструктором. Но всё равно, литература оставалась смыслом жизни. В конце 80-х моя книга, которая называлась "Старые долги", была благосклонно принята в издательстве "Донбасс", и после долгих мытарств с типографией она, наконец, вышла в свет. Трудно передать моё счастье. Это был, что называется, момент истины. Между прочим, тогда мне помог секретарь парткома завода, который позвонил в типографию и попросил содействовать изданию книги. Везде и всегда есть хорошие люди и плохие, те, кто тебе помогают, и те, кто делают гадости. Это известно ещё из Библии, но познаётся на собственной шкуре.
     — А как вы оказались в Межрегиональном союзе писателей?
     — Три года я ждал милости от киевской приёмной комиссии. Но очередь до рассмотрения моей кандидатуры всё не подходила. А в 94-м году литературовед Олег Бишарев, с которым мы дружили ещё со времён литобъединения, предложил мне стать членом недавно образованного Межрегионального писательского союза.
     Поначалу я подумал, что это очередное самодеятельное объединение. Но когда узнал, что у истоков стоят Михалков, Бондарев, Гамзатов, что на членских билетах было написано "Союз писателей СССР", что организация входит в Международное сообщество писательских союзов, объединяющее литераторов всех республик СНГ, понял, что это — серьёзно.
     В 97-году группу украинских поэтов, членов нашего Союза, кстати, объединяющего сегодня около 450 писателей из 12 областей Украины, пригласили в Москву на творческий вечер, который прошёл с большим успехом. Тогда Яков Козловский, известный поэт и переводчик, сказал, что в Луганске особая аура — там живут хорошие поэты. Хвалили всех, но особенно — Олега. На другой день после выступления я уезжал в Луганск, а Бишарев ещё оставался, у него были дела в Рязани. На прощание мы обнялись. И кто мог подумать, что видимся мы последний раз. Через несколько дней он скончался в поезде при загадочных обстоятельствах. Ему было всего 50 лет. Шок, вызванный его гибелью, длился почти год. Только в 98-м году мы собрали съезд, на котором руководителем Союза избрали меня.
     — Что удалось сделать за это время?
     — На мой взгляд, немало. Впервые за много лет в 1999 году в Москве вышли альманахи прозы и поэзии писателей Украины — членов нашего Союза. Это было огромным событием для каждого из авторов этих книг, переоценить их значение в творческой судьбе невозможно. В 2003 году в академическом издательстве вышла Антология "15 веков русской поэзии", куда также включены произведения многих наших коллег. Я думаю, это и честь, и гордость для нас.
     Кроме того, творческим вечером Луганских поэтов в большом зале Дома Ростовых в Москве начался новый этап в сотрудничестве с Международным Сообществом Писательских Союзов. В будущем запланированы подобные вечера поэтов Донецка, Приднепровья, Юга Украины. Предполагается, что по результатам этих вечеров могут быть изданы небольшие поэтические сборники. Это предложение нашего руководителя Сергея Михалкова. Первая такая книга уже вышла и называется "Голос курганов". Это стихи луганских поэтов.
     Кстати, о том поэтическом вечере можно рассказать подробней. Перед его началом в отношении к нам, приехавшим из украинской провинции, ощущался некий оттенок снисходительности. Ну что, мол, можно от них ждать. Пишут себе свои вирши. Мало того, было сказано, что вслед за нашим выступлением будет обсуждение, честное и нелицеприятное. Волновались очень. И вот мы начали читать стихи. Постепенно смолк ропот в зале. И сидели москвичи почти полтора часа и молча слушали нашу поэзию. А потом вышел знаменитый критик Михаил Годенко и сказал примерно следующее. Мол, никогда не думал, что в таком провинциальном городе, как Луганск, живёт глубокая и тонкая, образная и философская лирика. И это было так здорово. И все потом выходили и хвалили.
     Печатными органами МСПУ являются литературная газета "Отражение", которая издаётся в Донецке, альманах "Свой вариант", выходящий в Луганске, днепропетровский журнал "Крила". Практически, в каждой областной организации МСПУ есть своё литературное издание. И это здорово.
     Нельзя не сказать и об учреждении нами очень быстро ставших престижными и почётными литературных премий имени Владимира Даля, Михаила Матусовского, Владимира Сосюры, Олега Бишарева, имени "Молодой Гвардии".
     Лауреатами уже стали выдающиеся писатели, такие как Сергей Михалков, Юрий Бондарев, Юрий Колесников, Людмила Щипахина, Борис Левин, Владимир Гринчуков, Юрий Лебедь, Ольга Ипатова, Михаил Патрик, Вячеслав Стома, Василий Дунин.
     — Но вы ведь тоже лауреат?
     — Я стал лауреатом международной литературной премии имени Николая Тихонова за лучшую поэтическую книгу СНГ 1999 года. Книга называлась "Всё будет хорошо". Название себя оправдало. Кроме этого, у меня ещё есть две журналистские премии.
     — С мечтой о будущем благополучии давайте вернёмся к литературному процессу в Украине и оценим его состояние.
     — Развитию литературы помогает, на мой взгляд, сам факт существования Межрегионального Союза писателей, дающего возможность пишущим людям перейти из разряда самодеятельных авторов в ряды профессиональных литераторов. А это ощущение придаёт уверенность в своих силах, является дополнительным стимулом к творчеству, иногда по новому раскрывая талант автора.
     Помогает членство в Союзе и при издании книг, поскольку мы считаем одной из главных своих задач лоббирование интересов своих коллег. Мы пишем и будем писать рекомендательные письма в издательства, к меценатам и спонсорам, и, нужно сказать, к этим письмам прислушиваются.
     Среди украинских творческих союзов мы — единственный, не имеющий государственной поддержки, но сумевший добиться признания как внутри страны, так и за рубежом, создать жизнедеятельную структуру, привлекающую в наши ряды всё новых и новых членов, среди которых, что особенно отрадно, много талантливой молодёжи. Наверное, этому способствует и нравственная атмосфера Союза, в которой основными ценностями считаются доброжелательность и порядочность, справедливость и солидарность.
      В советское время писателей не зря называли "инженерами человеческих душ", прекрасно понимая, какое влияние оказывает литература на культуру, самосознание и воспитание общества (в том числе и на идеологию). Игнорирование писателей, их проблем приводит к обнищанию душ, деградации общества, к культу антиидеалов.
     Посмотрите на книжные полки магазинов — они ломятся от книг. Но, как сказал один наш коллега, книг много, а почитать — нечего. Широким потоком, угождая самым низменным потребам, издаются книги, проповедующие насилие, подлость, уголовную романтику, закон кулака. В них кровь льётся рекой, а люди представлены либо в виде порочных монстров, либо беспомощных роботов.
     Конечно же, выходят и добрые, честные, талантливые книги, и в Украине, и в Москве, но тираж так мал, что конкурировать с халтурой им трудно. Можно с уверенностью сказать, что все книги наших коллег по Союзу в меру своего таланта и способностей направлены на воспитание добрых чувств, светлых мыслей и идеалов. В этом, наверное, и состоит миссия писателя — говорить о добре, о чести, о совести, о порядочности, о дружбе и любви.
     В этом — и назначение литературы, отражающей события, анализирующей их, помогающей сделать правильный нравственный выбор. И поэтому наша задача — писать как можно талантливее, чтобы в творческом соревновании одержать победу над антилитературой. Но как пробиться к читателю? Я думаю, это проблема и творческого Союза и государства, забывающего, что сами пробиваются, в основном, бездарности. А талантам — надо помогать. И не только в издании книг. А пока творческих успехов добиваемся под девизом "невзирая ни на что".
     Литературный альманах "Свой вариант", уровень которого, по мнению наших коллег из МСПС, соответствует столичному и делает честь провинциальному Луганску, выходит тиражом всего 100 экземпляров. Почему не сделать его более доступным читателям? Ведь там — лучшие произведения и наших земляков, и их коллег из Украины и России.
     В Луганске — 15 FМ-радиостанций и 3 телекомпании. Ни там, ни там нет хотя бы пятиминутной поэтической передачи. Всё это — нищета духа, которая, наслаиваясь на нищету материальную, смешиваясь с завистью и озлобленностью бытового неблагополучия, создаёт взрывоопасную обстановку в обществе. И только нравственная близорукость и ограниченность мешают обратить на это внимание и исправить положение.
     Поверьте, это не брюзжание обиженного или отодвинутого от кормушки. Писателя невозможно обидеть, он по своей сути — самодостаточен, ему для творчества, дающего главное наслаждение — возможность самореализации, необходимо очень мало — ручка, бумага и собственная голова.
     Ведь сказано ещё в 1913 году:
     
      Разбросанным в пыли по магазинам,
      (Где их никто не брал и не берёт),
      Моим стихам, как драгоценным винам,
      Настанет свой черёд!

     
     А как много говорится о поддержке и развитии национальной культуры! Подчёркиваю, национальной, независимо от того, на каком языке писатель создаёт свои произведения — на украинском или русском, татарском или греческом. Все мы — дети Украины, всей душой желающие ей добра, мира и процветания, и выражающие свои мысли и чувства, свои переживания о будущем Родины на страницах своих книг.
     — Напрашивается вопрос о взаимоотношениях Межрегионального и Национального писательских союзов.
     — Да, сегодня в Украине два профессиональных писательских Союза (ситуация, кстати, характерная для всех постсоветских республик). И это совсем неплохо. Во Франции таких союзов — несколько десятков.
     У каждого пишущего человека, так же, как у читателя, должно быть право выбора, одно из главных прав свободного общества. Как говорится, каждый выбирает для себя. Причём, мы допускаем членство в обоих союзах, и уже несколько наших товарищей этим правом воспользовались. Мы — за взаимное сотрудничество, тесные деловые и творческие контакты с писательскими организациями СНГ, что подтверждается уставом МСПС.
     И мы гордимся, что являемся правопреемниками великого Союза, куда входили Горький и Светлов, Симонов и Твардовский, Тычина, Рыльский, Сосюра, Кедрин, Матусовский. Да, кстати, и Драч, и Мовчан, и Мушкетик, и Павлычко, и Яворивский.
     Имея высокий международный авторитет, будучи признанным коллегами в СНГ, как представитель Украины в Международном Содружестве Писательских Союзов, МСПУ на Родине игнорируется властными структурами, учреждениями культуры, что у литераторов ничего кроме огорчения и удивления не вызывает. Ведь строить современное демократическое государство можно, только развивая и поддерживая творчество, в том числе литературное, независимо от языковой ориентации авторов.
     Только вместе, объединив усилия, мы можем повышать культурный уровень народа, делая ему своеобразную прививку от жестокости, безнравственности, равнодушия ко всему, кроме культа наживы и стяжательства. Ибо сказано: "Отталкивая добродетельных, ты притягиваешь нечестивых"
     Мы — против обособленности и национального чванства. Да и у обоих украинских писательских Союзов гораздо больше общего, чем отличительных признаков. Мы — братья по перу, и нам нечего делить, зато есть, что умножать.
      Мы едины в своей любви к Украине. Может быть, в будущем оба Союза и объединятся. А пока этого нет, нужно дружить и сотрудничать. Разве принадлежность к определённой творческой группе влияет на степень таланта? Разве сейчас кто-нибудь помнит, к каким писательским организациям принадлежали Толстой или Чехов, Нечуй-Левицкий или Франко? А ведь все они, да и Владимир Иванович Даль тоже, входили во всевозможные объединения или ассоциации.
      С удовольствием идёт в наш Союз талантливая молодёжь, предпочитая его нравственную атмосферу. Заславская, Сурненко, Реуцкий, Орленко, Шуруй, Гаврилюк, Вербицкая — за ними будущее украинской литературы. Возвращаясь к взаимоотношениям Союзов, повторюсь, наша рука протянута для рукопожатия. И оно состоится раньше или позже, хочется это кому-то или нет. Это примета и требование времени.
     — Времена, как известно, не выбирают. В них живут и умирают. И творят, не забывая традиции и уроки классики. А кто в новом веке, на ваш взгляд определяет уровень современной литературы у нас в Украине и в России?
     — Наверное, российские писатели более известны. Качество издания, тираж — всё в их пользу. Ну а в творческом отношении, на мой взгляд, лучшие Юрий Поляков, Михаил Веллер, Татьяна Толстая, Людмила Улицкая. Это серьёзная, стильная проза, наполненная переживаниями и размышлениями о жизни.
     — А как относитесь к творчеству Владимира Сорокина?
     — Мне не по душе эта эпатажная, выпендрёжная, сугубо коммерческая проза. Хотя, конечно, он владеет пером, искусством стилизации. Но сопереживания такая литература не вызывает.
     Из украинских прозаиков отметил бы Оксану Забужко, Андрея Куркова, Наталью Околитенко высоко ценю Василия Дунина, Валерия Полуйко. Я был просто потрясён ярким, экспрессивным, образным письмом Забужко.
     — Это всё проза. А поэзия?
     — Поэзия сегодня, по— моему, менее востребована, чем, скажем, 30-40 лет назад. Хотя число пишущих не сокращается, а, наоборот, растёт. Авторы стремятся излить душу в стихах, правда, иногда пренебрегая накопленным мировой поэзией опытом. Стихи издаются такими микроскопическими тиражами, что их читают, в основном, только друзья, родственники и коллеги. Я сейчас больше перечитываю. Среди любимых авторов — Тарковский, Межиров, Самойлов, Шпаликов, Пастернак, Ахматова, Чухонцев…
      Перечислять можно долго. Много талантливых поэтов и в нашем Союзе. О молодых я уже говорил. А из поэтов старшего поколения назову Владимира Гринчукова, Юрия Лебедя, Николая Малахуту, Михаила Патрика. Ну, и, конечно, никогда не надоедает классика — Пушкин, Тютчев, Фет. По душе мне поэзия Лины Костенко, Леонида Череватенко.
     А вообще, книгу сейчас, даже хорошую, купить легко. Особенно в столице. Да и у нас, в провинции есть всё, что душе угодно. Но цены! Они просто оскорбительны. Книги становятся роскошью. А это опасно для нравственности общества. Если раньше я выписывал несколько толстых журналов, то сейчас изредка просматриваю их в библиотеке. Основная масса населения их вовсе не видит. А культурный уровень повышает просмотром совершенно диких сериалов, что мексиканских, что русских. И это тоже ничего хорошего обществу не сулит.
     — И, всё же, давайте завершим беседу на хорошей ноте… Что вы пожелаете читателям, своим коллегам?
     — Прежде всего, здоровья и долголетия. И в этом пример подаёт наш руководитель — легендарный Сергей Михалков. Я горжусь, что, хоть изредка имею возможность общаться с таким выдающимся человеком.
     Ну а писателям, вероятно, важно не забывать, что основная надежда — только на себя, на свои творческие силы, на взаимовыручку. Нам никто ничего не должен. И потому мы благодарны за любую помощь. А те, кто её оказывают, я думаю, понимают, что это — поддержка культуры, генофонда страны, укрепление нравственного потенциала Украины, что очень важно для её будущего и настоящего.
     А то, на каком языке написаны произведения, — на украинском или русском, татарском или греческом, пусть волнует не властные структуры, а читателей. Им выбирать, им читать. Главное, чтобы говорилось в книгах о том, что волнует каждого, чтобы доброта и справедливость были основным мерилом поступков и в литературе, и в жизни.
     
Беседовала Л.МУЗЫЧЕНКО