Татьяна Жукова __ ЭТА ДОЛГАЯ ВОЙНА...
Московский литератор
 Номер 23 (143) декабрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Татьяна Жукова
ЭТА ДОЛГАЯ ВОЙНА...
Пётр ТКАЧЕНКО. "Слово о Мараварской роте". — Минск, 2005, "Харвест".

     
     Эта книга должна была быть изданной уже давно. Документально-лирическая повесть об афганской войне "Слово о Мараварской роте" известного писателя Петра Ткаченко. Но вышла она только теперь. Вроде бы запоздало, когда афганская война оказалась как бы заслоненной новыми событиями и бедами. Книга вышла в Екатеринбурге в издательстве Гуманитарного университета в прошлом году. Правда, мизерным тиражом. Но главное состояло в том, что написанная давно, но так и не изданная за все эти смутные годы, пока преобладала, да что там — бесчинствовала агрессивная идеология "цинковых мальчиков", а не то сострадание, на котором держится мир, повесть, наконец-то увидела свет. Книга вышла благодаря хлопотам и стараниям главного редактора уникального военного журнала, выходящего в Екатеринбурге, — "Военком. Военный комментатор" Вадима Белолугова.
     В этом году повесть "Слово о Мараварской роте" вышла в Минске в издательстве "Харвест", и в московском издательстве "Эксмо" — "Яуза" под названием "Особая рота. Подвиг в Мараварском ущелье".
      В повести рассказывается об одной из самых трагических страниц долгой афганской войны — бое 21 апреля 1985 года в Мараварском ущелье, где погибла почти вся рота спецназа. Это документально-лирическое повествование не только собственно об афганской войне, но и о том, чем эта война была и стала в нашей российской истории, чем отозвалась и как продолжилась в наши дни.
     Примечательно и символично это новое и вроде бы неожиданное возвращение к афганской войне, наметившееся в обществе. Думается, что оно имеет свои вполне закономерные причины и связано оно с тем, что в литературе значение этой войны так и осталось неосмысленным. Между тем, как сама война не закончилась в многострадальном Афганистане. Более того, перекинулась в наши пределы, принеся несоизмеримые жертвы с жертвами той необъявленной и неизвестной войны.
     Эта долгая война на афганской земле стала событием исключительным в нашей российской истории и судьбе. Ведь после нее и в результате ее разрушился Советский Союз, продолжает вымирать и приходить в упадок Россия… Так же как после русско-японской войны в России началась революция, так же как после Первой мировой войны произошел революционный переворот, так же и после афганской войны у нас произошла революция, на сей раз "демократическая", разрушительные последствия которой пока что не вполне очевидны.
     Справедливо писала Ксения Мяло в одной из самых глубоких статей об этой войне, вскрывающей ее потаенные механизмы "На рубеже тысячелетий: контур сдвига": "Осталась, наконец, так и не разгаданная тайна этой десятилетней войны, так и не названной войной. Любая попытка разобраться в ней, не объявляя все подряд бессмыслицей и преступлением, пресеклась на корню — и не цензурой, нет, хуже: общественным мнением, возбужденной цивилизованной толпой, которая под вопли СМИ о "цинковых мальчиках" уже уверовала, что надежнейший путь к миру лежит через полное собственной разоружение — физическое, а еще более того — духовное" ("Наш современник", №2, 2001 г.)
      Об этой войне рассказали сами ее участники, рассказали глубоко, взволнованно и объективно — в своих письмах и воспоминаниях и особенно в песнях. Кто не расслышал этой правды под перебор гитар, тому, видимо, никакая иная правда, кроме "политической оценки" и не нужна была…
     Петр Ткаченко изначально собирал человеческие документы этой войны, — песни, дневники, воспоминания, письма, издав в свое время, пожалуй, самые популярные книги о ней: "Когда поют солдаты", "Афганистан болит в моей душе", "Время выбрало нас", "Из пламени Афганистана", "Дорогие мои… (Письма из Афгана)". Да и эта документальная его повесть "Слово о Мараварской роте" сложилась из обжигающих душу человеческих документов и свидетельств воевавших солдат и офицеров, их родных — тех, по судьбам которых безжалостно прокатилась война. Видимо, не случайно из многих трагических событий войны автор выбрал именно эту трагедию. В ней как бы сошлись все потаенные смыслы и значения, характерные для нее, трагические судьбы людей.
     Действительно, то, что мы ушли из Афганистана, вовсе не значит, что Афганистан ушел от нас. Об этом и свидетельствует повесть Петра Ткаченко "Слово о Мараварской роте".