Екатерина Пономарёва __ ТОТ РАДОСТНЫЙ, ВЕЛИКИЙ СМЫСЛ
Московский литератор
 Номер 21 (141) ноябрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Екатерина Пономарёва
ТОТ РАДОСТНЫЙ, ВЕЛИКИЙ СМЫСЛ
Из цикла "Ранние стихи Блока"

     
     Стихотворение А. Блока "Пусть я покину этот град" написано 16 мая 1900 года. Поэту тогда было 20 лет.
     Он учился на втором курсе юридического факультета Петербургского университета.
     Ранние стихотворения А.Блока, по словам В. Соловьева: "… ещё в достаточной мере аморфные и неопределенные, в обилии стертых аллегорий, туманных иносказаний, слишком подражательные, невыразительные, а потому ещё не могущие передать живое, доподлинное чувство".
     В последствии из этих стихотворений был составлен цикл "Ante lucem" ("До света"; 1898-1900), открывающий первую книгу поэта. В эту книгу вошли ещё два поэтических цикла — "Стихи о Прекрасной Даме" и "Распутья".
     Традиционно самым ранним стихотворениям А. Блока уделяется мало внимания в критических статьях.
     Они служат лишь материалом для сравнения с "более зрелым Блоком". Материалом, позволяющим делать выводы о том, что раннее творчество поэта наивно, мечтательно и далеко от реальной жизни.
     Сам поэт писал о своих стихах в предисловии к первой книге так:
     "…каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии: всю трилогию я могу назвать "романом в стихах": она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни".
     По каким-то причинам стихотворение "Пусть я покину этот град" не вошло в основное собрание произведений поэта. Может быть потому, что оно выпадает из первой главы "романа в стихах", настроение которой можно выразить строками:
     
     Я стремлюсь к роскошной воле,
     Мчусь к прекрасной стороне,
     Где в широком чистом поле
     Хорошо, как в чудном сне.

     
     Стихотворение "Пусть я покину этот град" по лексике и форме явно относится к раннему периоду творчества поэта. В нем присутствуют таинственность и недосказанность, сложный ритмический рисунок дополняется звучностью и весомостью слов. Но по глубине раскрытия темы и по эмоциональному напряжению, стихотворение скорее можно отнести к более позднему периоду творчества поэта.
     
     Пусть я покину этот град…
     Тоска невольная сжимает
     Мне сердце. Я б остаться рад.
     Что будет там, душа не знает.

     
     В первой строфе без труда угадывается прощание лирического героя с детством и юностью. Переход во взрослую жизнь неизбежен, неизбежно расставание с градом, в образе которого представляется мир мистических переживаний, тайных тревог и первой любви поэта.
     Эти четыре строки по форме и замыслу вполне можно счесть законченным стихотворением. Ключом к его пониманию будут слова "невольная тоска", точно передающие настроение стихотворного отрывка.
     "Пусть я покину этот град…" заявляет лирический герой стихотворения. Секундная пауза, выраженная многоточием в конце первой строки, словно дает мгновение на осмысление этой фразы. И следом — всплеск тревоги и протеста против неизбежной перемены. Та самая невольная тоска, которая дает понять, что душе героя жаль расстаться с тем, чем она жила многие годы.
     
     Там — новый натиск бурь и бед,
     Моя тоска — тому залогом.
     В глубокой мгле грядущих лет
     Каким предамся я тревогам?

     
     Эти строки полны предчувствия перемен. Предчувствие это на грани с мистическим. Снова появляющаяся "тоска души" предстает предвестником будущих "бурь и бед". Здесь же мы наблюдаем один из характерных признаков ранних стихов Блока — "туманность" лирических образов (будущее — это "глубокая мгла", душа из своего града смотрит на него с тоской). Фонетический ряд, богатый звонкими согласными и раскатистыми [р] ("бурь и бед", "залогом", "В глубокой мгле грядущих лет") делает звучание этих четырех строк похожим на магическое заклинание.
     Как уже упоминалось, стихотворение было написано весной 1900 года. На следующий год поэт перевелся с юридического факультета университета на филологический. Предощущение перемен могло быть не только глубоко личным переживанием поэта. В 1900 году в университете начались студенческие волнения. Студенты бойкотировали лекции некоторых профессоров. Многие в то время обвиняли Блока в равнодушии к общественной жизни и чрезмерном внимании к собственным внутренним переживаниям. Но едва ли тревожные общественные настроения начала века не коснулись чуткой души поэта.
     Если рассматривать стихотворение в контексте творческого пути поэта, то сама строка "Пусть я покину этот град…", являющаяся одновременно и дерзким предположением, и констатацией неизбежности, — о грядущем расставании поэта с творческим миром юношеских лет. Говоря о своем творчестве, как о "трилогии вочеловечения" А. Блок называет юношеские стихи "мгновением слишком яркого света", которое ознаменует движение "к рождению человека "общественного", художника, мужественно глядящего в лицо миру".
     
     Здесь — в свете дня, во тьме ночной
     Душа боролась, погибала,
     Опять воспрянув, свой покой
     Вернуть не в силах, упадала
     В тревоги жизни городской
     И, дна достигнув, поднимала
     Свой нежный цвет над черной мглой —
     Так — без конца, так — без начала…

     
     Противопоставление и игра понятий "свет" и "тьма" пронизывают все стихотворения 1898-1904 г.г.
     Во второй строфе стихотворения суть духовной жизни человека и суть творчества переданы через символы света и тьмы.
     Одновременно с присущей блоковским стихам весомостью слов и напевностью, бросается в глаза большое количество переносов. Они несколько усложняют ритмический рисунок стихотворения. При чтении приходится голосом выравнивать ритм и акцентировать паузы между строк. В более зрелых стихах Блок строже относится к форме. Но отличительной чертой его поэзии остается точность и весомость слов, которые словно накатывают одно на другое, дробные строки, усиливающие напряжение читателя перед новым открытием, смысловая многогранность и напевность.
     Вторая строфа — ключевой момент стихотворения. Именно она позволяет сделать вывод о глубине этого произведения, о том, как ёмко в нем выражены основные идеи раннего творчества Блока и обозначено движение к его более поздним вехам. Именно в этой строфе содержится наиболее яркий и запоминающийся образ, достигается наивысшее эмоциональное напряжение. Игра слов похожа на движение маятника между двумя полюсами блоковского чувственного мира — светом и тьмой ("душа боролась" — движение к свету, "погибала" — откат во тьму; "опять воспрянув" — снова к свету, "упадала" — во тьму; "И, дна достигнув" — амплитуда колебаний максимально увеличивается, "поднимала свой нежный свет над черной мглой" — главная строка, открывающая замысел всего стихотворения; и снова мерное покачивание стрелки маятника — "так — без конца, так — без начала"). Вторая строфа — это образно выраженная суть творчества. Так, душа художника или поэта постоянно ищет точку опоры в мире, ищет покой, и не найдя его, погибает, опускается всё ниже, чтобы потом снова подняться над мраком, и нести в мир свой "нежный цвет".
     
     В последних строках стихотворения автор добавляет к картине своих внутренних переживаний ещё одну существенную и может быть главную деталь:
     
     Или бушующая кровь
     Рождала новую любовь?
     
     Иль в муке и тревоге тайной
     И в сочетаньях строгих числ
     Таился тот — необычайный,
     Тот радостный, великий смысл?
     Да, да! Моей исконной мукой
     Клянусь, пожар иной любви
     Горел, горит в моей крови!
     Моя тоска — тому порукой!

     
     Стихотворение завершается акцентом на основной теме блоковской лирики тех лет — теме мучительной и радостной всепоглощающей любви.
     На протяжении всего повествования автор ведет нас через тоску, переходящую в отчаяние, на свет. Но он ещё не последователен в этом движении. Давая нам ощутить яркость этого света, поэт вдруг снова возвращает нас в туманные реалии своего внутреннего мира. И там, неожиданно, тревога и тоска оказываются символами любви — великого смысла человеческого существования. В свете последних строк, изначальный посыл "Пусть я покину этот град…" можно понять как предчувствие гибели земной любви. И тогда перед глазами читателя прорисовывается ещё более трагичная картина. В череде земных любовей, когда душа то лицезреет свет, то снова погружается в кромешную тьму, герой в своих тайных муках ощущает приближение к чему-то исходному, божественному. Он стоит на пороге постижения великого радостного смысла. Но этот смысл не постижим в земной любви. Это "пожар любви иной".
     Существование этой "иной любви" подтверждено "исконной мукой", живущей в сердце поэта, невнятной беспричинной "тоской", которая пронизывает всё стихотворение, тоской предчувствия грядущих страданий души.
     "Мука и тревога", возвращая нас ко второй строфе, символизируют творческий путь души, а "сочетанья строгих числ" — не что иное, как стихосложение, подчиненное законам формы. Стихи Блока красивы сдержанной и строгой красотой. Даже в юношеские годы, экспериментируя с рифмой и формой, поэт не допускал расточительности на слова, ложной красивости, лишних деталей. Поэзия Блока — из строгих числ, смысл которых — великий и радостный — таится за словами каждого его стихотворения. Читая его стихи, каждый получает частичку величия и радости, рожденную от любви к жизни и любви к творчеству.