Николай Федь __ НА ПЕРЕКРЁСТКАХ БЫТИЯ
Московский литератор
 Номер 21 (141) ноябрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Николай Федь
НА ПЕРЕКРЁСТКАХ БЫТИЯ

     
     На определенных этапах развития во всех областях знаний наступает момент если не пересмотра, то в известной мере уточнения и углубления общепринятых положений. Это позволяет более полно представить себе течение мировой истории, равно как состояние духовной сферы, в частности литературы и искусства. Между тем нынешняя историография очень бедна трудами по всеобщей истории.
     Речь о новой книге А. П. Иванова "Поиск смысла. По странам и континентам" (2005 г.). В сжатом виде представлена здесь картина состояния мира в лице ведущих государств — от времени их зарождения до третьего тысячелетия. Композиционно труд состоит из 15 глав, каждая из коих носит синтетический, обобщающий характер, богато иллюстрированный архитектурными ансамблями, портретами общественных деятелей, новыми документальными материалами.
     С особой наглядностью и убедительностью проявился научный метод исследователя — рассматривать мировую историю не с позиций узкого профессионального подхода, а с точки зрения разных стран, с учетом их взаимных национальных интересов и культурных контактов. Более того, труд является, по сути, первой плодотворной попыткой постсоветской эпохи обозрения широкого круга экономических, политических, а равно и духовных и исторических проблем, чему способствует опыт Иванова — ученого, писателя и яркого публициста.
     Открывается книга главой "На перекрестках истории", задающей тон всему повествованию об извилистом и трудном пути развития человечества, о бурных нравственных и психологических изменениях природы личности, о всеобщем движении. В свое время Маркс не без основания отмечал: "Первым и самым важным из прирожденных свойств материи является движение — не только как механическое и математической движение, но еще больше как стремление, жизненный дух напряжения или, употребляя выражение Якова Бёме, "мyка материи".
     В огромной степени "мyкой материи" предстаёт движение мира в его социальном времени. По мнению автора книги, уже со времени исчерпающих свой потенциал семейно-родовых отношений происходит расслоение людей на различные группы, занимающие неравное положение в обществе. И чем дальше уходит человечество от своего первоначального родственного и общинного состояния, тем более усиливается неравенство во всех сферах бытия.
     Исследователь придерживается мнения, что жажда власти и стремление к обогащению и привилегиям являются главным источником социальной несправедливости с ее ужасающими бедами. Причем существо эксплуататорского меньшинства почти никогда не меняется, за исключением редких случаев проявления аскетизма и религиозного отречения от мира сего.
     К сожалению, это относится ко всем общественно-экономическим формациям, в которых жил человек и создавались государственные образования к рабовладельческому и феодальному, капиталистическому и в известной мере социалистическому строю… При сём углубляется важнейший принцип, суть которого состоит в стремлении раскрыть духовно-культурные особенности, "касающиеся нравов и духа наций" (Вольтер).
     Не будем пускаться в длинные рассуждения о научной стороне книги, поскольку эрудиция и глубина суждений А. Иванова хорошо известны нашим соотечественникам. К тому же это не позволяют и рамки газетной публикации. Остановимся лишь на освещении отдельных моментов, вплетенных в общее движение истории человечества, исполненной борьбы и катаклизмов... Как представляется, весьма убедительными и значительными являются главы, посвященные Италии, Испании, Франции, Германии и США. На их примерах развивается мысль о повторяющихся циклах исторического круговорота, о состоянии мира с точки зрения политической и философской мысли.
     Альберт Петрович трезво оценивает бушующий мир. Он придерживается не мистического, а реалистического взгляда, хотя за это свидетельствует многое. Уже начало третьего тысячелетия пронеслось как смерч над человечеством, захватывая в свою орбиту новые страны и континенты. Вспомним: усилиями жестокой капиталистической закулисы разрушен оплот народовластия Советский Союз; крепчает девятый вал сепаратизма, свирепствуют разбой, коррупция, мафиозные структуры; растет бедность и преступность, планета Земля охвачена войнами и ужасающими стихийными бедствиями. Падают национальные святыни, рассыпаются в прах верования и традиции, рвутся давние культурные связи, наконец.
     Во всём этом главную роль играет США… Ученый занимает здесь четкую принципиальную позицию. В главе "О, Америка, Америка…", опираясь на громадный фактический материал, он пишет: "Теперь уже ни у кого не возникает сомнений, что вторая половина ХХ века породила нового претендента на мировое господство — Соединенные Штаты Америки. Превосходя своих предшественников — Великую Римскую империю, Францию времен Наполеона Бонапарта и гитлеровскую Германию, США используют изощренную и циничную тактику огненного кнута и долларового пряника. Там, где нельзя силой установить так называемый американский образ жизни, в ход идет экспансия, подкуп, военный разбой, равно как военная блокада непокорных. Эти тенденции усилились после распада Советского Союза и ликвидации противоборствующей стороны — стран социалистического содружества, о чем свидетельствуют события в Афганистане, Югославии, Ираке и других странах".
     Есть ли силы, достойно противостоящие агрессору? Среди прочих — мирные переговоры и взаимоуважение. Не случайно через все повествование красной нитью проходит идея связей — государственных, национальных, экономических, культурных и прочих. Автор справедливо видит в этом позитивную тенденцию. Связи — категория конкретно-историческая, а их роль и масштаб во многом зависят от объективных условий — и прежде всего политических и географических. Ныне такие связи приобретают большое значение, сметая на своем пути государственные границы и сокращая расстояния. Исследователь подчеркивает, что их предназначение у различных народов различно, но их роль исторически обусловлена и велика. Что же касается духовных связей, то они осуществляются в ходе проникновения одной культуры в мир другой в виде тесных контактов писателей, художников и музыкантов разных стран, обретая таким образом общемировой масштаб. В XIX — ХХ вв., замечает автор, установились постоянные контакты между русскими и итальянскими писателями и живописцами. Художественная литература, как синтез элементов философии, науки и искусства, вышла на первый план в деле взаимоотношений между национальными культурами как выразителями общественного сознания… В Риме писал "Мертвые души" Н. В. Гоголь и "Идиота" Ф. М. Достоевский, начинал работу над "Дворянским гнездом" И. С. Тургенев… и т.д. Приобщались к итальянской живописи В. Поленов, В. Серов, К. Коровин, В. Васнецов, В. Суриков, М. Врубель и другие. Подобных примеров можно привести множество. Так из одной культуры в другую перетекают духовные сокровища, коих нельзя повторить, но которые обогащают весь мир.
     Чем же в принципе подкупает труд Иванова? Ответ может быть таков: способностью автора находить главное в огромной массе исторических фактов и событий, а также мастерским освещением неповторимого своеобразия бытия и вечно меняющегося настроения эпох. Подобный подход определил и структуру повествования как совокупность материальных и духовных ценностей, в той или иной степени зависимых друг от друга. Правда, при рассмотрении иных вопросов седой древности иногда дает о себе знать академическая сухость, но аналитический ум исследователя бесстрашно проникает в глубь структурного сцепления живой действительности.
     Вообще автору книги "Поиск смысла. По странам и континентам" присуще острое чувство времени, ощущение связи нашей действительности с далеким прошлым многих народов и государств, а равно и осознание трагических перемен в материальной и духовной жизни. Таким образом Альберт Иванов делает одинаково нам близкой и личную жизнь свою, и историю. Он пишет о том, что знает не понаслышке, что видел, что пережил; при этом он не скрывает своих убеждений, симпатий и антипатий.
     Так на пересечении общего и индивидуального складывается образ повествователя, искреннего и ничего в себе не приукрашивающего даже в самые тяжелые времена, что придает исследованию особый колорит. Быть может отсюда проистекает любовь к отечеству, тоска и надежда, столь присущие менталитету русского человека. "Как много удивительного, прекрасного и до конца не разгаданного на нашей планете! Но что-то говорит мне, что нет милее и дороже России. Я люблю ее за незлобивый нрав, размах души и талантливость; люблю за сметливость и мужество ее сынов, красоту и постоянство дочерей её. Каждый раз, возвращаясь в родные места, я чувствую и понимаю, что никогда не смог бы жить на чужбине с ее роскошной, порою ошеломляющей природой, на которой, как муравьи, суетливо ползают громкоголосые и бесцеремонные туристы.
     Ну что мне до этой людской круговерти, когда дома меня ждет тихая и задумчивая земля моя, напоенная множеством больших и малых рек, текущих, мнится, из моего невозвратимо далекого детства. А как тенисты дубравы, как пахучи луга и какое глубокое синее небо над головой… Я чувствую, как увлажняются ресницы и перехватывает дыхание". Это не просто лирическое отступление — это целое мировоззрение.
     Да, Альберт Иванов тонко чувствует и глубоко переживает красоту в природе и в жизни. Знает и ценит он и творчество многих писателей и художников ХХ века. Кстати, его перу принадлежат сборники поэзии и прозы, публицистика и драматургические сочинения. Не потому ли яркие страницы книги посвящены архитектуре, живописи и художественной литературе многих и многих стран, народов и эпох.
     И среди них — шедеврам России, которые сочетают в себе национальное своеобразие с общечеловеческим началом. Он любит повторять, что Россия имеет свое предназначение и, естественно, ее культура занимает особое, только ей принадлежащее место. Разумеется, ее исторический путь во многом пересекается с искусством стран Европы, восходя от эпоса к роману, от умозрения к эмпиризму, от мифа к научному миросозерцанию. Но по сравнению с другими, в нашей культуре более устойчивы и постоянны этические и гуманистические тенденции, ибо на каждой ступени своего развития они отличаются присущей ей любовью к человеку, что выражается в сострадательной интонации и утонченности духа.
     Вот почему русская словесность всегда остро откликалась на крупные общественные события. В подкладке ее беспощадного реализма неистребимо живут идеалы народной правды и высокой духовности.
     Тому пример, с гордостью отмечает А. П. Иванов, творчество Шолохова, отразившего в своих бессмертных творениях мятежный двадцатый век. Его язык, ощущение трагизма всебытия одинаково исполнены истины и любви к тончайшей виртуозности, позволивших художнику озарить ровным, но удивительно ярким и чистым светом гигантскую фреску ХХ столетия…
     Но Шолохов — больше чем гений. Он выразитель нового мира — мира социалистической цивилизации, на которой лежат отблески догорающей великой культуры человечества.
     Подводя итоги, исследователь приходит к выводу, что конец ХХ — начало XXI столетия явил миру самый горький и разрушительный период буржуазного либерализма и оголтелого сепаратизма. Образно говоря, вместо одного льва возникла злобная стая шакалов и дурно пахнущих хорьков, знающих только одну страсть — утробную сытость…
     История делается людьми а посему не может быть полностью лишена человеческого начала. Путешествуя по странам и континентам, автору довелось увидеть не только мишурный блеск реклам и показной буржуазный образ жизни, но и постичь сущность внутренних противоречий, а равно и реальное бытие простых людей с их нуждами и чаяниями. В поисках смысла он убедился, что социальная защита широких масс любой страны требует ограничения как властных структур, стремящихся к мировому господству, так и капиталистических монополий, безудержно поглощающих рынки и ввергающих страны и континенты в нищету и бесправие. Разумеется, автор не претендует на истину в последней инстанции, но стремится выразить объективный взгляд на историю, а равно и отразить достоинства и негативные стороны нередко противоречивого развития народов.
     Стало быть, многие неотложные актуальные вопросы встают со страниц "Поиска смысла" и среди них такой: что приходится ждать от правящих режимов, которые поощрительно смотрят на процветающую коррупцию и преступность, ложь и лицемерие, а также легко прощают невежество и моральную гниль быстро приспособившимся писателям и ученым, голосившим со своих насестов о прелестях "демократии"? Вместе с тем отсутствие четкого философского и религиозного мировоззрения, идеологическая смесь из атеизма, церковного богословия и анархизма чреваты непредсказуемыми негативными последствиями. Что бы там ни было, на весы истории брошена независимость и честь великого народа…
     А. П. Иванов избрал свой путь, честный и благородный, но этот путь, если присмотреться, усеян острыми каменьями. Несомненно, Альберт Петрович принадлежит к тем довольно редким по нынешним временам явлениям общественной и духовной жизни, которые пером и делом споспешествуют воплощению в действительность идей социальной справедливости. В деле же возрождения России им не пристало виниться перед кем-либо, незачем оправдываться.
     Воистину так.
     
Автор — лауреат Международной премии имени М.А.Шолохова, доктор филологических наук