Александр Алиев __ СЛОВО О ТОВАРИЩЕ
Московский литератор
 Номер 21 (141) ноябрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Александр Алиев
СЛОВО О ТОВАРИЩЕ

     
     Существует такая расхожая фраза: трудно, невозможно представить, что этого человека нет больше на свете. Тем не менее, мне придется ее снова повторить. Ушел из жизни мой близкий товарищ Борис Ковалев — замечательный фотожурналист. Ушел неожиданно, совсем еще нестарым человеком. И только постепенно стало выясняться, что все последние месяцы его неумолимо подтачивала болезнь…
     Борис Иванович был, как говорится, плоть от плоти нашей, российской, земли. Родом из пензенской глубинки, он почти всю жизнь провел потом в подмосковном городе Красногорске. Здесь он окончил профтехучилище, здесь работал слесарем-инструментальщиком на оптико-механическом заводе, здесь проснулась его любовь к фотографии. Ковалев числился, чуть ли самым активным участником действовавшего при заводе фотоклуба "Зенит", неоднократно завоевывал призы на различных городских выставках. Первые его фотоснимки были напечатаны сначала в заводской многотиражке, затем в районной газете "Авангард". Немного позднее он занимался на специальных курсах в Доме журналиста в Москве, и с той поры окончательно решил посвятить себя фотоделу.
     Около десяти лет назад Б. Ковалев пришел работать в нашу редакцию. Он считался уже вполне сложившимся мастером, однако сам говорил (и не раз), что постоянно стремится совершенствоваться. Борис Иванович неустанно читал разнообразную спецлитературу, неустанно экспериментировал с различными фотопленками, аппаратурой и объективами. Мы с ним много раз ездили в командировки, побывали в Великом Новгороде и Смоленске, Вологде и Ярославле, Саранске и Челябинске, Твери и Саратове… Я не говорю уже о городах и селах Подмосковья — это вообще не поддается учету. И я имел возможность близко наблюдать все вышеупомянутые эксперименты моего коллеги. А как он работал с каждым конкретным сюжетом! Мог сделать до десятка и более дублей, добиваясь нужной постановки и динамики, нужного освещения, нужного контраста. Причем, это относилось не только к сюжетам с участием людей или животных, но и к изображению неодушевленных предметов, и, особенно, к пейзажам.
     Каждый раз, отработав, так сказать, официальную часть, Б. Ковалев отправлялся на прогулку по тому или иному городу, запечатлевая на пленку улицы и площади, памятники старины, жанровые сценки. Мог встать рано-рано утром и "поймать" в объектив зарю. А мог даже, когда мы ехали в отдаленный район, попросить остановить на минутку машину, дабы заснять какое-либо живописное местечко. Работы его украшали страницы не только нашего издания, но и таких журналов и газет, как "Военные знания", "Лесная новь", "Милиция", "Щит и меч", "Спасатель", "Служба спасения" (г. Самара) и др. Еще одним признанием мастерства стали персональные выставки, организованные в Москве, Зеленограде, Торжке…
     Хочу еще раз подчеркнуть, подлинным "коньком" Бориса Ивановича был пейзаж. Здесь особенно ярко проявился рост мастерства фотографа: от первых, еще черно-белых, снимков до самых последних, сделанных цифровой камерой. Да сотрудники и читатели "Московского литератора" сами могли, наверное, убедиться в этом.
     …В последних числах июля этого года, перед самым моим уходом в отпуск, мы с ним встретились по каким-то делам в центре Москвы. Обсудили планы на осень, возможные командировки, темы фоторепортажей, в том числе, и для "Литератора". Борису Ивановичу очень нравились опубликованные на последних страницах газеты подборки его снимков в рубрике "Русь святая", он хотел продолжить сотрудничество. Потом мы созвонились, еще поговорили, пожелали друг другу удачи. Потом я уехал отдыхать.
      А, вернувшись через месяц, узнал печальную новость. Это было так неожиданно и нелепо, что я даже не сразу поверил. И вот прошло уже какое-то время, боль утраты несколько притупилась. Что ж, человека, к сожалению, не вернешь, однако остался его богатейший фотоархив. И я надеюсь, что он еще "послужит" для сохранения памяти об этом замечательной личности. Земля тебе пухом, Борис Иванович!