Московский литератор
 Номер 11 (131) июнь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Иван Голубничий
ЗЕРНО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА


     
     Владимир БУШИН, "Александр Солженицын. Гений первого плевка" —
     М., "Алгоритм", 2005

     "Где Солженицын, там всегда не только злоба, клевета, но и напроломное враньё, невежество".
     В.Бушин
     
     Книга Владимира Бушина "Александр Солженицын. Гений первого плевка" увидела свет за два-три месяца до недавнего телевыступления собственно Солженицына, уже довольно давно не благодетельствовавшего наш многотерпеливый народ своими замшелыми откровениями-директивами на тему "Как нам обустроить Россию" — по обыкновению, с множеством вариантов и пространных лирических отступлений. В своём июньском интервью программе "Вести недели" Солженицын вновь одарил граждан очередными драгоценными измышлениями, дабы заставить интеллектуалов устыдиться собственного скудоумия, а простолюдинов исполниться высочайшей степени подобострастия перед "барином", который "всё знает"… Воистину, сивая кобыла изъяснилась бы яснее и последовательнее, чем сияющий изнутри тусклым блеском мракобесия и закамуфлированной русофобии пожилой человек: " — Ограбили Россию!.. Сбережение народа!.. Бу-бу-бу!.. Му-му-му!..". Он уже давно забыл, кто он и какова его зловещая роль в истории разрушения российской государственности. Он думает, что и все уже забыли. Посредством бессмысленной демагогии и бесконечного жевания общеизвестных очевидностей он на протяжении последних лет пытается создать себе имидж некоего "патриота из патриотов", воздействуя прежде всего на такие низменные человеческие качества, как невежество и ксенофобия…
     Книга Владимира Бушина прослеживает жизнь А.Солженицына по тем свидетельствам, которые предоставил он сам на страницах своих произведений, а также по воспоминаниям людей, близко знавших Солженицына в разные периоды его жизни. И постепенно перед читателем встаёт во всей своей неприглядности образ озлобленного и полуграмотного эгоцентрика-графомана, отягощённого тяжелейшими комплексами, волей обстоятельств вынесенного на поверхность советской, а впоследствии мировой общественно-политической жизни. Используя свой незаурядный дар системного аналитика, В.Бушин сводит воедино множество фактов и сюжетных линий, концы которых, казалось бы, давно уже безнадёжно (и заботливо!) утоплены в бездонном океане времени и писанины. В своём "Напутствии" к книге автор, отмечая, что общественное почитание Солженицына в связи с его восьмидесятилетним юбилеем достигло необычайно высокого уровня, добавляет: "Однако нам представляется, что <…> некоторые особенности уникальной личности и необыкновенного писателя, к сожалению, не были освещены с необходимой ясностью и полнотой. Движимые желанием восполнить досадный пробел, мы предлагаем вниманию читателей сей труд, посвящённый знаменитому соотечественнику". Ирония, заключённая в этом утверждении, задаёт тон книге, которая читается одновременно как захватывающий детектив, и как свидетельские показания по делу об измене Родине:
     
     "Солженицын со всей своей солженицынской серьёзностью уверяет нас, что едва ли не весь наш народ с радостью и нетерпением ждал прихода немцев. Он прежде всего предлагает нам принять во внимание, как замечательно жилось в немецком плену, в концентрационных лагерях нашим военнопленным. Например, о лагере военнопленных под Харьковом пишет: "Лагерь был очень сытый". Ну, видимо, калорийнейшее трёхразовое питание. И это весной 1943 года, после Сталинградского побоища, когда немцы могли особенно осерчать, но вот, дескать, не осерчали, однако же кормили наших пленных как в санатории. <…>
     Солженицын здесь ничего нового не говорит. Генерал-предатель Власов в "Манифесте" от 12 апреля 1943 года, призывавшем бойцов Красной Армии сдаваться в плен, писал: "Лживая пропаганда стремится запугать вас ужасами немецких лагерей и расстрелами. Миллионы заключённых могут подтвердить обратное".
     Власовско-солженицынскому дуэту можно было бы противопоставить высказывания советских воинов, побывавших в немецком плену, несколько конкретных судеб, кое-какие точно установленные цифры…"

     (глава "Лжец во стане русских воинов")
     
     Ненависть Солженицына к Советской власти на первый взгляд носит поистине патологический, иррациональный характер, поскольку в своей лжи и клевете он заходит в области, беспредельно далёкие от действительности и здравого смысла, о чём бы он ни писал. Клевета на советский народ и его героический подвиг во время Великой Отечественной войны в устах Солженицына обретают столь чудовищные масштабы, что невольно становится уместной постановка вопроса о вменяемости автора. Однако, прослеживая цепь действий и поступков "героя" бушинской книги, невольно обнаруживаешь странную закономерность: все кажущиеся неадекватности суждений и инфантильные подлости его поступков на поверку неизменно являются тщательно просчитанными шагами законченного циника и в конечном итоге служат его жизненному благополучию. Наивный читатель, впервые знакомящийся с "неканоническим", т.е. неапологетическим жизнеописанием мрачного дядьки, получает совершенно новые представления и о военном периоде "борца со сталинизмом", и о лагерных злоключениях "страдальца". Каждое утверждение В.Бушин подтверждает фактическим материалом, иными словами — соответствующей цитатой или убийственной аналогией. Человек, сделавший предательство главным принципом своей жизни, Солженицын предаёт всех, с кем сталкивает его жизнь, но особенно жестоко он обходится с людьми, добровольно ставшими ступеньками на пути его восхождения к "мировой славе". Обо всём этом он свидетельствует сам в своих многочисленных произведениях, пользуясь тем, что осилить их последовательно и целиком для нормального человека не представляется возможным. В.Бушин систематизирует собственные признания и проговорки Солженицына, и представляет его читателю в эдакой вот адаптированной форме, делая акцент на главном и оставляя за пределами читательского внимания всю графоманскую псевдохудожественную мутотень.
     Следует особо сказать о том, что, хотя книга В.Бушина составлена из статей, написанных в разное время и опубликованных в разных изданиях, за все эти годы не было предпринято ни одной серьёзной попытки хотя бы частично опровергнуть приведённые в ней факты и утверждения. И это несмотря на огромное обилие апологетов и почитателей "уникального литературного дарования" Солженицына. Так, иногда кое-где проскочит толика пафосного демагогического негодования — и опять тишина.
     В годы постсоветской смуты разными силами делались попытки внедрения в общественное сознание фигуры Солженицына как "совести нации" и "живого классика". В.Бушин называет имена российских общественно-политических деятелей и литераторов, рискнувших во имя частных целей замарать свою репутацию восхвалением и возвеличиванием предателя. Господь, как говориться, им судья. Напомним лишь слова великого писателя и патриота земли русской Петра Лукича Проскурина: "В самой основе творчества Солженицына заложено зерно национального предательства… Он гнусно оклеветал русского человека, того пахаря и солдата, который не однажды пронёс по странам Европы с великим достоинством меч освободителя…". Вы слышите, братья?! В самой основе!!! Помните об этом, прежде чем поставить свою подпись под очередным панегириком в адрес этого человека. Дьявол всегда платит черепками, а отмыться перед своим народом будет трудно…
     Особенно отвратительным представляется тот факт, что очередная попытка реанимирования в общественном сознании зловещей фигуры Солженицына происходит сегодня, в год столетнего юбилея великого Шолохова, многократно оклеветанного им, и шестидесятилетнего юбилея Великой Победы, на которую любимец нынешних "государственников" с незаконченным средним образованием вылил потоки самой отвратительной лжи. Выход книги Владимира Бушина "Александр Солженицын. Гений первого плевка" представляется сегодня особенно актуальным. Пока наше общество будет получать представление об отечественной истории и отечественной литературе по продукции таких литераторов, как Э.Радзинский, А.Солженицын, Л.Млечин и пр., наша судьба как нации и государства будет плачевна. Прочитайте эту книгу.