Московский литератор
 Номер 10 (130) июнь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Маша Емельянова



     
МЫ – НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
     Да, все мы, россияне, наследники Великой Победы во Второй мировой и Великой Отечественной войне. И хотя "мировая общественность" не торопится признавать первостепенную заслугу русской армии в победе над фашизмом — факт нашего подвига неоспорим.
     Правда, по отношению к ветеранам мы и сами не очень-то благодарны. Конечно, парады, марши и торжественные речи со сцены в честь Дня Победы выглядят красиво и празднично, и, возможно, ветераны нуждаются в них не меньше, чем в дорогостоящих лекарствах, но разве это дает право обществу забывать о существовании ветеранов на следующий день после 9 мая, забывать до следующего года? Смешные, мизерные пенсии и льготы (о льготах вообще разговор особый) получают те, кто своею кровью спас великую страну Россию, да и всю Европу.
     Мы в неоплатном долгу перед ветеранами Отечественной войны. Каждому юноше и девушке ничего не стоит по мере сил помочь соседу ветерану — уступить место в общественном транспорте, поднести сумку с продуктами от магазина к дому, даже просто вежливо поинтересоваться его самочувствием — и пожилому человеку будет приятно. Мы никогда не сумеем сполна отблагодарить наших героев, но мы и можем, и должны хотя бы постараться это сделать.
     
ВЕЖЛИВОСТЬ И ШКОЛА
     Культура, вежливость, тактичность — где они сегодня? Порою кажется, что упоминание об этих понятиях остались лишь на пожелтевших страницах русских классических романов 19 века.
     Вот заурядный пример из жизни обычной общеобразовательной средней школы: идет по коридору ученик, навстречу ему идет учитель. Ученик, как и положено, здоровается первым, а что в ответ? Если ученику повезет, учитель ответит на его приветствие едва заметным кивком головы. А если не повезет (что, заметим, случается чаще), учитель приветствие ученика просто-напросто проигнорирует. И это в школе, где детям с малых лет должны прививаться основы вежливости.
     Подобных примеров немало, далеко ходить не надо, грубость всегда под рукой. Спрашивается, чего старшие ожидают от молодежи, когда сами зачастую пренебрежительны с младшими? А в итоге из стен школы в "большую жизнь" нередко выходят относительно образованные хамы.
     Это бы полбеды. Но ведь большинство вокруг — тактичные и вежливые люди. Вот кому надо посочувствовать: в повседневности им волей-неволей чуть не ежедневно приходится сталкиваться с подобным педагогическим "браком".