Московский литератор
 Номер 10 (130) июнь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Максим Замшев
ВЫСОКАЯ ПРОСТОТА


     
      Валентина ЖБАНОВА, "Стрелы Купидона". — Новосибирск, 2004
     Таких поэтов, как Валентина Жбанова, сейчас немного. Преобладают поэты литературоцентричные, разменивающие искренность на "псевдокультурность", своего рода книжность и словесную эквилибристику. А для Валентины Жбановой прямой разговор с читателем куда важнее, чем формальная виртуозность. Поэтическое слово она воспринимает как некую первичную субстанцию, содержащую в себе сокровенный смысл жизни, и смысл этот не пристало поэту держать в себе. Надо бережно передавать его ближнему. Книгу Валентины Жбановой "Стрелы Купидона" следует воспринимать как такую передачу, как щедрое дарение своих чувств и мыслей всем читателям.
     Писать о стихах Валентины Жбановой непросто. В них жива ещё та древняя песенная стихия, тот пульс живой речи, что так трудно уложить в некие приблизительные оценочные конструкции. Вслушайтесь в тайную музыку этих слов:
     
     Поднял бурю в стакане,
     Мне её не унять…
     Прочитав о султане,
     Попытался понять,
     Как, с чего же покорна
     Та рабыня — жена…
     Только я непреклонна —
      Не в пример мне она!
     

     Здесь есть какая-то скользящая лёгкость в сочетании с очень прозрачным смыслом. Поэтическая ткань ничем не отягощена, и как будто просвечивает, словно вуаль или светлый тюль. При всём этом нельзя не почувствовать твёрдую, крепкую руку, не позволяющую лишним словам и звукам просочиться в стихи.
     Для Валентины Жбановой нет непоэтичных тем. Любой, самый на первый взгляд обыденный пейзаж, может стать для неё поводом для весьма глубоких философских размышлений.
     
     Снег нынче ранний, в октябре.
     Морозец ночь и день играет…
     Лазурно небо… во дворе —
     Прилёт свой птица отмечает.
     Другие птицы в тёплый край —
     Туда, где солнышко теплее…
     А свиристель, как будто в рай-
     Во двор наш стайкой, поскорее.
     

     Не правда ли, в этих простых словах есть такая тесная связь с мирозданием, такая пантеистическая прояснённость, что у читателя сразу возникает какое-то сопереживание, сочувствие — а это главное для постижения сложного мира поэта?
      В последнее время много говорится о том, что искусство стремится вернуться на традиционные свои основы, отказаться от тяжёлого наследия модернизма, перейдя к выражению понятных ощущений. Однако декларировать порой легче, чем осуществить на практике. Путь к кларизму, к последней ясности труден, он требует очень пристального прислушивания к себе, требует беспощадного отсечения всего искусственного и фальшивого. Валентина Жбанова смело встаёт на этот путь:
     
     Написать хотя бы строчку
     Я стремлюсь в ночной тиши.
     Мне не спится в одиночку —
     Мысли гложут, глупыши.
     

     Кто-то скажет, что это стихи о стихах. Нет, это стихи о творчестве, о смысле творчества.
     Если говорить об истоках творчества Валентины Жбановой, то стоит обратить внимание на её приверженность классическим традициям русской поэзии. Она вся как будто из времени до серебряного века, из времени аскетичности средств и благородства строя мысли. Причём это не есть сознательная творческая установка, это есть торжество поэтического подхода, тот старомодный и почти забытый ныне способ писания, предполагающий выражение своих чувств напрямую, без кривых метафорических зеркал и сложных конструктивных приёмов:
     
     Горит свеча в полночной тишине
     И
      благовоний в ладанке сплетенье,
     И звуки Моцарта, и лик Луны в окне —
     Я чувствую блаженства дуновенье.
     

     Что-то здесь есть и от Фета, и от Полонского, сквозь прочную материю традиций явственно слышен иной поэтический голос, голос личной судьбы и личной лирической биографии.
     Музыка, стремление к предельной музыкальности поэтического звука — одна из характерных особенностей творчества Валентины Жбановой. Для её художественного метода очень подошло бы определение "мелодичный". Действительно, вся словесная вязь подчинена каким-то не словесным законам, законам внутреннего музыкального движения. Иногда эта просто мелодия, простая и неприхотливая, иногда слышен строгий хор, а иногда страстное нагромождение аккордов вперемежку с головокружительными пассажами.
     
     Вот-вот нагрянет год овцы —
     В году двухтысячном — год третий…
     И тёмных мрачных дум гонцы
     Пророчат беды — зло столетий.
     

     По внутренней структуре книга "Стрелы Купидона" представляет собой лирическую исповедь со всеми характерными признаками такого рода монологов широкого дыхания. Но каждая из бусинок на этой цепочке мимолётна. Это всего лишь наблюдение путника, рассеянный взгляд влюбленного или просто горестная замета сердца. Если искать музыкальные аналогии, то поневоле вспомнятся мимолётности Сергея Прокофьёва с изысканным гротеском и благородной лирикой.
     Не чужда для Валентина Жбановой и эстетика русской песенности. Она часто насквозь пронизывает всю поэтическую структуру её стихов. Незамысловатая напевность, ловкая встроенность в небольшое количество слогов. Возьмём хотя бы стихотворение "Яблоки":
     
     Яблоки спелые, красные —
     Рано на зорьке рвала.
     Соком налитые, славные…
     Их для тебя берегла.
     

     Есть здесь то неумолимое движение внутри, ощущения строго такта, разбега и высокой неискусственной простоты, отличающее подделку от подлинного поэтического слова.
     У Валентины Жбановой много творческих планов. Думаю, что её книги найдут своего читателя во всех уголках русского поэтического пространства и мы ещё не раз вместе поразмышляем над глубиной и силой её лирических откровений.