Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

ПОСТИЖЕНИЕ ВЕКА

Пётр ПРОСКУРИН
ПОСТИЖЕНИЕ ВЕКА

Рождались и умирали люди, вспыхивали войны и революции; время от времени народные массы выходили из своих привычных берегов, и тогда отдельная человеческая судьба, даже самая беззащитная и незаметная, раскрывала в себе всю ярость и противоречивость бытия…

В этот век степь по весне также буйно охватывалась таинственной жизнью трав, а в донских зелёных глубинах ошалело бились просыпавшиеся от зимней спячки сазаны; свершался извечный круговорот жизни и смерти, но для природы, для бытия уход одного и приход другого никогда не был трагедией. А лишь закономерным ритмом мироздания, его гармонией, с изначально заложенной в ней цикличностью сменяемости.
Художник, призванный бесстрашно отразить свой век в его глазных болевых проявлениях, рождается крайне редко; он вызревает и развивается по своим, каким-то совершенно особым законам; вдруг появляется в жизни вроде бы ни с того ни с сего, в общем-то, вроде бы мало чем отличающийся от других паренёк по имени Михаил Шолохов; но в том и суть, что в нём уже присутствует таинственное нечто, призванное со временем постигнуть и выразить душу своего народа, народа со сложной историей и судьбой. Шолохов во всей своей трагедийности появился именно потому, что созрела сама душа народа в желании осознать себя и свой путь в один из самых ответственных моментов истории. И созрела она, эта непостижимая душа, не от благополучия и пресыщения, а от развёрзшихся путей в неведомое, от раскинувшихся перед ней девственных материков строительства — грандиозного, небывалого и неведомого, всё должно было постигаться в процессе.
И вот на изломе истории явился Григорий Мелехов — образ удивительной теплоты, человечности и контрастов, образ, в котором художник со всем присущим таланту прозрением сталкивает стихийное народное начало и необходимость осмысливания иных социальных горизонтов, сталкивает две эпохи: одну — проросшую в толщу тысячелетий, и вторую — несущую в себе младенческое зерно, правда, с бесконечным потенциалом развития, тем самым предопределившим ожесточённость столкновения и предстоящей борьбы. И этот образ, несмотря на свою эпичность, вовсе не отлитая в бронзу фигура, лишённая дальнейшего движения, — тем и удивителен Григорий Мелехов, что он, как и сама жизнь, таит в себе дальнейшую возможность духовного развития; художник не перечёркивает уже состоявшиеся достижения, а тщательно и терпеливо рассматривает, как на древнем стволе, уходящем своими мощными корнями в толщу эпох, проклёвывается и начинает бурно развиваться новый побег, как одни и те же соки земли дают совершенно иные, никому не встречавшиеся досель, оттого и притягивающие и пугающие плоды. Что ж, вновь происходит вполне закономерная смена более низшей формы высшей, но мудрость художника именно в том и состоит, чтобы отразить жизнь человека неотъемлемо от хода времени, во всей полноте бытия.
Вровень с образом Григория Мелехова, вошедшим в бессмертный ряд образов мировой литературы, встали образы Аксиньи и дела Щукаря — образы, в которых с огромной созидающей силой, разумеется. В каждом по-разному, преломилось трагическое звучание эпохи.
Есть и ещё один образ, без которого нельзя было бы говорить о Шолохове, как о художнике огромного эпического звучания, — это образ народа в его творчестве, многослойного, разноголосого и — устремлённого в будущее; Шолохов создал неповторимый образ народа как стихии, вечно обновляющейся. На этих примерах видно, что такие художники, как Шолохов, мало зависят от обычного суетного суда современников; помимо своей воли они исполняют идею, вложенную в них самим народом; им нельзя ни льстить, ни завидовать, они сами свой суд и своё наказание. Всю меру собственного мученического суда прошли каждый в свой час Гоголь, Достоевский, Толстой, Лесков; двадцатый век в русской прозе ознаменован присутствием Шолохова, всегда несущего в своём творчестве свет народной души и щедро засевающего родную землю, не раз оскудевавшую, выветривавшуюся в результате невиданных потрясений и бурь, поднимавшихся и внутри России по вечному ходу развития жизни, но чаще налетавших из-за кордонов и чужих морей, — засевающий эту, бывало, изнемогавшую землю верой в силу и конечную правоту народа, указывающий на глубины народного бытия, где единственно возможно обрести спасение и прозрение — Шолохов призван самой душой народа и в своём творческом самосожжении не принадлежит сам себе. Душа каждого такого художника — результат долгого исторического пути народа, здесь не может быть прямолинейных мерок и суждений, и хотя о Шолохове много сказано, всеобъемлющая оценка явлений такого порядка за будущим, часто необозримо далёким. Потому что жизнь каждого отдельного человека, часто не выходящего в поступках и в мыслях за рамки необходимого, не может вместить в себя и хотя бы в малой части осмыслить результат целых исторических эпох, переполненных глобальными конфликтами, раздирающими противоречиями и потрясениями; явление таких художников — грозный знак и предупреждение. Призыв взглянуть не только далеко окрест, но и в самого себя и глубоко задуматься…
Буйно идёт по Дону май, в разноцветье донская степь, и уже отзвучали первые грозы, пролились на землю тёплые, плодоносящие дожди. Неостановима лавина жизни, и из самих глубин встречают нас и провожают непрощающие глаза призванного художника; сила горькая и целительная, не только врачующая душу человека, но организующая суть души народа.
Полыхает на земле тихим буйством ещё одна весна, родился Шолохов.

 

 

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru