Не станут отрицать, что "синдром ожидания" просто носится в воздухе. Ожидания чего? Да у кого чего.
Кто ждёт каких-то кардинальных политических перемен, притом ждут по-разному: одни со страхом, другие с надеждой, третьи и с тем и с другим, четвёртые сами не знают с каким чувством. Но ждут.
Кто ждёт "экологических перемен" — потеплений, похолоданий, цунами и наводнений и бурь — с тревогой, хорошей погоды без этих "перепадов температур" — с улыбкой.
Кто ждёт поправки денежных дел: расходы растут геометрически, зарплаты и пенсии и прочие доходы — арифметически.
Кто ждёт разрядки "личных дел", между прочим, ныне весьма завязанных на общественные; кто ждёт лета и отпуска, чтобы "хотя бы слегка опомниться", кто ждёт пенсии, кто ждёт приезда родственников, кто, с большим нетерпением, ждёт отъезда родственников, кто…
Но все эти более или менее конкретные конкретности не покрывают самой общей атмосферы ожидания.
Ожидания, имеющего этакий метафизический оттенок.
Ожидания, связанного с некой не той, а общей, "неуловимой" тревогой…
Можно, конечно, начать рассуждать на темы, что "так жить нельзя", что нечто или что-то "должно перемениться", что земная жизнь зашла в тупик, а другая нам ещё неведома, что… что… что…
Вспомнить ещё раз Америку, Китай, Великую войну и Чечню и…
О литературе вспомнить, что были Пушкин и Толстой, а потом Шолохов, Есенин, Блок, Твардовский, Булгаков, Платонов, А.Н.Толстой (и другие), а теперь…
А теперь…
И много ещё можно поставить таких "стилистических многоточий".
Хотелось бы только напомнить старую притчу из "Обыкновенной истории" И.А.Гончарова. Молодой Адуев желает вызвать графа на дуэль. — Да ты пистолет-то как следует держал в руках? — спрашивает старший Адуев. — Нет. — Так как же ты собираешься драться с графом, который так и сажает пулю за пулей в туза? — Но я прав, воля божья будет на моей стороне. — Поверь, воля божья будет на стороне графа.
Я изложил "своими словами", чтоб покороче; но за смысл ручаюсь.
Ожидания ожиданиями, но "воля божья" хотя и не всегда, но… скажем так, часто проявляется через воли и действия людей.
То есть нас с вами.
20 апреля 2005.
|
|