Московский литератор
 Номер 8 (128) апрель 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Борис Тропин
НОВЫЙ ГОЛОС


     Лира ЕРОШЕВСКАЯ, стихи и песни. — М., "Новый Ключ", 2005.
     Вышел очередной поэтический сборник Лиры Ерошевской. С таким именем и не быть поэтом лириком было бы непростительно, но у Лиры Алексеевны с этим все в порядке. Её стихотворные сборники: "Палитра души", "Кружной маршрут", "Причал свершений", "Морские камешки" и другие, — тому доказательство. О новом, только что появившемся, речь особая.
     И хотя апофеозом лирики поэта и самым крупным её произведением стал роман "Под небом Финского залива", вышедший в свет в 1999 году, именно поэтическое восприятие и отражение реальности является главным в её творчестве.
     Уже много лет Лира Ерошевская возглавляет литературное объединение "Парнас" в Одинцово. Насколько успешна эта сфера её деятельности, говорит хотя бы то, что количество членов союза писателей за это время выросло с двух до восьми. К этому можно относиться по-разному, но по воскресеньям люди приходят в Одинцовскую районную библиотеку приобщиться поэзии и вдохнуть атмосферу творчества — подзарядить подсевшие от каждодневной суеты свои души и узнать немало нового. Сегодня Одинцовский "Парнас" — это заметное явление в культурной жизни города и форпост литературы в море разношерстной печатной продукции всевозможных авторов, не имеющих представления о том, что такое русский язык.
     Тогда о каком "новом" голосе идет речь, если в активе поэта сотни опубликованных стихов, роман и многолетняя общественная деятельность?
     
     Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к стихам нового сборника Лиры Ерошевской "Подарок стрижа":
     "Освободилась я от груза
     Моих бесчисленных забот.
     И вот сиятельная Муза
     В свои владения ведет…"
     Куда ведет городского поэта Эвтерпа — муза лирики и песни?
     "Переходы, проспекты, кварталы,
     Электрички, трамваи, такси…"?
     Нет, урбанистическая среда не для неё.
     "Отчего с непонятным желаньем
     Тянет осенью в сельскую глушь,
     Не хватает Москве обаянья
     Для лирично настроенных душ".
     Да, из города в мир сельской природы, тихой умиротворяющей природы равнинной России. Туда, где без помех и в согласии с шелестом листьев и пением птиц только и можно раскрыть душу, оценить произошедшее в судьбе своей и чужой, погоревать о женской доле:
     "О чем печалишься, кукушка,
     В лесной заброшенной глуши?
     Немногословная подружка
     Моей тоскующей души".
     Такие стихи сами просятся на музыку. Их мелодичность и выверенный ритм облегчают работу композиторам. Поэтому неудивительно, что многие стихи Лиры Ерошевской стали песнями. Только в новом сборнике их три десятка.
     Умеренная доля иронии придает некоторым её стихам особую прелесть.
     "Безответная любовь — птица одинокая,
     На рассветной зорюшке песен не поёт,
     На рояле, что в кустах, клавиши не трогает,
     Радости не ведает, без неё живет".
     Любовь — кузница поэтов. Счастливая, несчастная, она, словно радиация, пронизывает каждую строку. Но и её фатальные капризы, когда сердце диктует голове свой выбор, и никак его не переубедить, тоже нашли здесь своё место.
     "И тебе все же больше, чем им,
     Посвятила я строк, не скупясь.
     Ты был вечным несчастьем моим,
     Но любила я только тебя".
     Необходимым качеством поэта — видеть глубинные, скрытые истины за внешними их проявлениями, в полной мере обладает автор сборника "Подарок стрижа", и, осознавая это, благодарит Всевышнего:
     "Спасибо, Господи, спасибо
     За сердце полное любви,
     За жизни сказочное диво,
     За откровения Твои!
     Стремительный бег времени ощущается поэтом через конкретные потери. Люди уходят, и с этим ничего не сделать. Нет лекарства от времени!
     "Все меньше близких остается
     В моей судьбе, в моей семье".
     А те, кто живы, разбросаны по городам и странам, и неожиданная встреча людей, не только знакомых, но и когда-то любивших друг друга — это всего лишь "свиданье встречных поездов".
     
     Её стихи, как уже отмечал Леонид Ханбеков, всегда лишены натужности. Но наши достоинства — это продолжение наших недостатков, и наоборот. В некоторых стихах заметен дефицит логики в подборе образов, что снижает их общий эффект. Существительное из одного смыслового ряда и глагол из другого в одной строке плохо работают на основной замысел. Общее впечатление размывается. Но так на душу легло — "тайфун стиха нельзя остановить"!
     Здесь нет "чукотских" стихов — что вижу, про то и пою. Образы, играя свою служебную роль, ведут читателя к чему-то важному, глубинному, иногда открытию. Но задача максимум не всегда оказывается реализованной. В ряде случаев автор, следуя заезженной колеёй, выводит читателя к банальности. Плата за легкость стиха.
     И все же гораздо чаще в графе "итого" — положительное значение. Минусы в этих стихах несопоставимы с достоинствами. Разнообразная лексика и ритмы, новые образы, повороты мысли, ассоциации увлекают читателя, закручивают, завораживают в "тайфуне стиха".
     
     Казалось бы, творческая биография автора семи поэтических сборников и романа оконтурилась, и читатель уже знает, чего можно ожидать из-под этого пера. Но происходит неожиданное. Меняются интонация, лексика, поэзия Лиры Ерошевской обретает новые незнакомые доселе черты.
     "Без причины веской не меняй дороги", — уговаривает автор себя и читателя. Но с дорогами в России всегда проблемы: старые разбиты, новые еще не обустроены. И куда они ведут, никто не знает!
     "Занесла же нечистая сила
     В те края, где дорогу размыло!
     Что за слякотная погода?!
     Что за жизнь теперь у народа?!"
     Все меньше лирики в поэзии, все больше боли и скорби приносит сегодняшняя реальность. И вот, на первый план выходят совсем иные стихи.
     "Безумное время, безумные люди,
     Безликая праздная власть.
     Безумные мысли безнравственной сути:
     Ограбить, убить и украсть.
     Как жить в этом черном позорном бедламе,
     Растить полноценных детей?
     Как сбить над Россией коптящее пламя
     Порочных и низких страстей?"
     Новая поэзия Лиры Ерошевской звучит в унисон с настроением обобранных и одураченных народных масс. Поэт не может быть равнодушным к трагедии соотечественников. И, может быть, единственное, что по большому счету у него осталось — это рифмы и ритмы родного языка. Лирик обретает голос социального звучания.