Московский литератор
 Номер 8 (128) апрель 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА


     Вот и вновь приближаются два значительнейших общенародных праздника, сколь неразрывно связанных с советским прошлым, столь же и условно принадлежащих современной реальности — День международной солидарности трудящихся и, вскоре вслед за ним, Юбилей Великой Победы советского народа над немецко-фашистским агрессором. В связи с этими событиями есть повод для грустных размышлений о смысле этих двух праздников. Что говорить о какой бы то ни было солидарности трудящихся в то время, когда в общественном сознании всеми возможными средствами воздействия (в том числе и государственными) усиленно культивируются такие человеческие качества, как индивидуализм, культ (зачастую абсолютно ничем не обоснованный) собственной личности (вернее, персоны), стяжательство как высшая форма добродетели и примитивная религиозность в виде бессмысленного поклонения формам?.. Тот обширный социальный слой, который прежде было принято именовать "трудящимися", распался, растворился в деморализованном социуме, в значительной мере и возможно необратимо утратил сколько-нибудь внятное представление о своих интересах. Сознательная часть нации, ежегодно выходящая, вопреки глумлению обывателей и СМИ, на первомайские демонстрации, сохранила себя и своё человеческое достоинство вопреки аморальному "духу времени", но для того, чтобы изменить существующее положение вещей, у этой малой части народа нет ни необходимых сил, ни должной глубины понимания всего того, что произошло за последние два десятилетия с нашей страной. Оставшаяся, большая, часть народа либо мирно спивается (особенно это видно в русской провинции), либо безоглядно окунулась в стяжание как форму религиозности, либо просто ведёт растительный образ жизни, наслаждаясь теми мелкими радостями жизни, которые удалось сохранить. Как относиться в таких условиях к празднованию солнечного и животворящего Первомая? Каждый решает сам. Совестливая память человека, не утратившего в смутные годы своего человеческого достоинства и сохранившего своё сознание в чистоте, хранит светлые воспоминания о тех годах, когда слова "солидарность трудящихся" и "социальная справедливость" не были, как ныне, бессмысленной терминологией политиканов, а являлись сутью того справедливого социального строя, при котором несколько поколений советских людей прожили счастливую и исполненную высокого смысла жизнь. И тот, кто первого мая выйдет на праздничную демонстрацию, он будет знать, зачем и во имя чего он это делает…
     Праздник Великой Победы существующий политический режим из года в год стремится перевести из качества возвышенной общенациональной категории в качество некоего социального шоу, выхолащивая из него весь его высокий патриотический смысл и сводя Великую Победу советского народа над немецко-фашистским захватчиком к победе неких абстрактных "россиян" над неким абстрактным "фашизмом". Делается это всегда с купеческим размахом, купеческим же дурновкусием и просто-таки душераздирающим пафосом — на фоне утраты нашей страной абсолютно всех социальных и политических завоеваний, обеспеченных в том числе и Великой Победой. Нет никакого сомнения в том, что если политический путь нашего государства не будет в ближайшие годы существенным образом откорректирован, то героическая дата Великой Победы будет выглядеть для стороннего наблюдателя скорее иезуитской насмешкой, чем поводом для общенародного торжества. Уже давно в программе официального празднования Дня Победы утвердилось обыкновение обходиться без упоминания выдающейся роли в деле Победы коммунистической партии и великого генералиссимуса Иосифа Сталина. Если так дело пойдёт дальше, то вскоре наши политические шоумены начнут обходиться и без народа, и без России, а дело великого освобождения мира от немецкого фашизма по-тихому припишут каким-нибудь "союзникам".
     В день Юбилея Великой Победы вспомни о тех, кто отдал свою жизнь за твоё право на счастливую мирную жизнь и за твоё будущее, наполнить смыслом которое ты не смог. Почти их память и, может быть, стань её достоин.