Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Александр АЛИЕВ

ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО

Москва, несмотрЯ на то, что ее неповторимый архитектурный облик очень сильно пострадал в годы существования Советского Союза (вот чего никак невозможно понять и оправдать, так это варварское отношение власть тогда предержащих к памятникам старины!), все же сохранила на своей карте целые заповедные уголки, где словно бы остановилось время.

Одно из таких мест — бывшая Басманная слобода. Ее возникновение относится ко второй половине XVI века, и традиционно считается, что название свое она получила от казенного хлеба "басман", который выпекали именно здесь и поставляли исключительно к царскому столу. Однако эта версия представляется сомнительной. Ведь вряд ли в Москве было так много пекарей, делавших особый хлеб, чтобы они образовали целую слободу, и притом весьма немалую (скажем, в 1679 году здесь насчитывалось 113 дворов).

Подобно другим столичным слободам (Гончарной, Кузнечной, Кожевенной и т.д.), Басманная возникла на месте поселения ремесленников-"басманников", которые выполняли узорные украшения на металле или коже. Такими тонкими листами обкладывали — "басмили" — деревянные кресты и оправы икон. "Крест деревяной, обит басмы медными, золочеными", — сообщает некая опись. А пекари... Что ж, какое-то число пекарей здесь тоже обитало, и они действительно изготовляли особый сорт хлеба, помеченный клеймом.

Напомним, что басмой называли также послание с выдавленной печатью Золотоордынского хана. Таким образом, развитие слова могло быть следующим: ханская "басма", потом вообще рельефные изображения, наконец, казенный хлеб с клеймом.

Первой образовалась в слободе Старая Басманная улица, затем появилась Новая Басманная. Обе они до конца XVII века были разделены огромными (около 4,5 га) огородами Вознесенского женского монастыря, располагавшегося в Кремле. Особенно возросло значение улиц в царствование Петра I. Государь весьма часто ездил этой дорогой в Немецкую слободу и Лефортово. А вдоль обеих Басманных стали селиться солдаты и офицеры вновь сформированных регулярных полков, благодаря чему местность эту одно время называли Капитанской слободой. Тогда же на Новой Басманной появилась церковь Петра и Павла, выстроенная архитектором И. Зарудным "по именному Царского величества указу и по данному собственной Его Величества руки рисунку".

К середине XVIII столетия социальный статус бывшей слободы резко меняется. Она становится одним из мест проживания родовитой аристократии: князей Голицыных, Куракиных, Трубецких, графов Головкиных, Шуваловых, Гудовичей, дворян Нарышкиных, Головиных, Лопухиных, Демидовых, Еропкиных, Сухово-Кобылиных... И по сию пору украшают улицы бывшие дворянские особняки и целые усадьбы, многие из которых недавно великолепно отреставрированы.

Один такой особняк (№ 27) возвышается на Новой Басманной улице рядом с бывшей Басманной полицейской частью с пожарной каланчой и недалеко от знаменитой площади Разгуляй. Дом деревянный, на высоком основании (еще XVIII века); в бельэтаже — вытянутые 8-стекольные окна, за ними находится анфилада парадных комнат. Выше — мезонин в пять окон под треугольным фронтоном. Центр здания выделен пилястровым портиком и скромно декорирован лепными украшениями.

Особняк был заново выстроен после пожара 1812 года, когда этим участком владел адмирал Н. С. Мордвинов, видный экономист, сторонник либеральных преобразований. Он оказался единственным, кто не подписал смертный приговор пятерым декабристам в 1826 году. Некоторое время этот дом снимал писатель и историк Н. М. Карамзин. После Мордвинова особняк на Басманной перешел к новой владелице, и с той поры его именуют "домом Перовской" или "домом Денисьевой". И то, и другое, в общем, правильно. А чтобы до конца все понять, необходимо разобраться в хитросплетениях родственных связей русского дворянства.

...Граф Алексей Кириллович Разумовский (сын президента Академии художеств и последнего гетмана Украины К. Разумовского и племянник небезызвестного фаворита императрицы Елизаветы Петровны А. Разумовского) помимо законной супруги и отпрысков имел еще десять (!) детей от мещанки Марии Соболевской. В 1810-х годах император Александр I по ходатайству графа пожаловал всем его "воспитанникам" дворянское звание, однако, категорически отказался сделать то же самое для их матери. Незаконные дети Алексея Кирилловича получили фамилию Перовские — от подмосковной усадьбы Разумовских Перово.

Нужно сказать, что графские "воспитанники" оказались чрезвычайно достойными людьми. Особенно прославились сыновья. Так, Лев Перовский был военным, а позднее министром внутренних дел и уделов. До крупных чинов дослужился и Василий Перовский, в середине позапрошлого века он исполнял должности самарского и оренбургского генерал-губернатора. В 1833 году его посетил в Оренбурге Александр Сергеевич Пушкин, собиравший на Урале материалы для "Истории Пугачевского бунта". Несколько позже в Отдельном Оренбургском корпусе, который также подчинялся В. Перовскому, отбывал ссылку рядовым солдатом поэт и художник Тарас Шевченко.

Алексей Перовский стал видным деятелем народного просвещения и писателем-романтиком (под псевдонимом Антоний Погорельский). Самые известные его произведения: повести "Лафертовская маковница", "Монастырка", сказка "Черная курица, или подземные жители". Что касается дочерей Перовских, то, например, одна из них, Анна, вышла замуж за графа Константина Толстого, брата выдающегося художника и медальера Федора Толстого. В 1817 году у них родился сын — будущий замечательный поэт, писатель и драматург Алексей Константинович Толстой. Мужем другой дочери, Ольги, стал новгородский помещик М. Жемчужников. От этого брака было двое сыновей, тоже впоследствии прославившихся... Из семьи Перовских вышла и известная террористка-народница Софья Перовская.

А что же почтенная мать семейства, Мария Соболевская? Она жила в полном достатке, приобрела, как мы помним, обширную усадьбу на Новой Басманной, и хотя так и осталась в мещанском сословии, стала потом законной супругой генерал-майора М. Денисьева. Таким образом, этот московский особняк и получил в обиходе двойное и, даже тройное, название. Басманный дом был постоянно полон людьми — многочисленной Перовской родней. Так, художник Лев Жемчужников писал: "Я вспомнил давно прошедшее: свое детство и мать, комнаты, трюмо, двор и сад, обнесенные забором, каланчу. Дом, построенный из сосновых брусьев гужевого дерева, стоял необшитый... Усадьба была просторная; на большом дворе ходил журавль и паслась лошадь со спутанными ногами; в саду был пруд".

...В декабре 1835 года, под самое Рождество, в древнюю столицу приехал живописец К. Брюллов. Москва лежала на пути его триумфального возвращения из Италии в Петербург, где все образованное общество уже несколько месяцев восторженно отзывалось о брюлловской картине "Последний день Помпеи". Поначалу Карл Павлович остановился в гостинице на Тверской улице, но затем...

Александр Пушкин в мае 1836 года писал жене: "Мне очень хочется привести Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готов на все. Здесь Перовский его заполонил: перевез к себе, запер под ключ и заставил работать. Брюллов насилу от него удрал".

Дело в том, что за несколько лет до этого по Италии путешествовали Алексей Перовский, его сестра Анна и 14-летний племянник Алексей Толстой. В Вечном городе они встретились с Брюлловым, и Перовский договорился, что тот непременно напишет портреты всех троих. Теперь же, в Москве, художнику напомнили о его обещании, посулили щедрое вознаграждение, однако Перовский, зная о капризном нраве "Великого Карла", его непостоянстве и невоздержанности, перевез его из гостиницы в дом своей матери на Новой Басманной и поставил условие, чтобы до окончания портретов художник неотлучно находился в доме, не брал заказов со стороны.

Брюллов первым делом нарисовал юного Алексея Толстого в охотничьем костюме и в сопровождении собаки. Эта работа мастера сразу же получила однозначное признание и сейчас является украшением коллекции Русского музея в Петербурге. Затем Карл Павлович приступил к портрету Перовского, но вскоре охладел к работе стал исчезать из дому...

Это, в общем-то, можно понять: Брюллов всегда любил шумные компании, а в Белокаменной его постоянно окружали люди искусства — Пушкин, художники В. Тропинин и Е. Маковский, скульптор И. Витали, композитор А. Верстовский и др. Перовский, узнав о постоянных отлучках Брюллова, усугубил любезность, но потом как-то не выдержал и "весьма мягко прочел отеческое наставление". Это стало так раздражать живописца, что он кое-как закончил портрет и бежал из дома, не взяв своих чемоданов и так и не начав портрета Анны Перовской-Толстой.

...С 1860-х годов большинство зданий на Новой Басманной переходит от дворянства к купечеству. Такая же участь постигла и владение Перовской-Денисьевой. После смерти Василия Алексеевича Перовского (1857) хозяевами усадьбы становятся крупные купцы-текстильщики Алексеевы. Один из них — С. Алексеев — хотел построить здесь большие торговые ряды. Однако на этой тихой улице они выглядели бы неуместными. А между тем содержание такой обширной усадьбы становилось накладным, и в конце XIX века сын С. Алексеева разделил его на девять частей, которые распродал, оставив лишь небольшой участок с домом.

...У старинного здания на Басманной в дальнейшем много раз менялись владельцы, были в нем одно время даже коммунальные квартиры и керосиновая лавка. Ну а сейчас тут находится коммерческий банк "Огни Москвы".

Александр АЛИЕВ

.

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru