Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

"СЕМЯ ОТЕЧЕСТВА" НА БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВЕ

"СЕМЯ ОТЕЧЕСТВА" НА БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВЕ

Валерий ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ, "Семя Отечества" — М., ОАО "Московские учебники и картография", 2004.

Роман Валерия Иванова-Таганского "Семя Отечества" — это тот текст, которого давно жаждала русская словесность. Большой, полновесный роман, с лихо закрученной интригой, с колоссальными пластами подтекстов, большим количеством персонажей и с прочими атрибутами эпического русского романа. Вы спросите, почему этот роман так долго ожидался? Романов, что ли, у нас нет? Романы, конечно, есть, хотя меньше, чем хотелось бы. Но дело вовсе не в этом. Дело в том, что Валерий Иванов Таганский — человек невиданной смелости. В наше время решиться на создание большого реалистического романа, когда вся литературная псевдоэлита делает всё, чтобы разрушить сами основы жанра, — по моему глубокому убеждению — настоящий героизм.

Когда начинаешь рецензировать роман Валерия Иванова-Таганского, первое, что хочется сделать, это рассказать читателю о том, какие события в нём описаны. Но этот соблазн необходимо преодолеть. Ведь сюжета романа напоминает изысканное древо, каждый побег которого начинается и возвращается к одному корню. Сюжет увлекает, сюжет забирает всю внимание остротой и закрученностью. Но если бы в романе был только сюжет, текст не выходил бы за рамки обычного детективного чтива.

Давайте попробуем разобраться… Что поразило меня в этом романе — так это удивительно длинные диалоги. Причём не просто длинные, а насыщенные рассуждениями о судьбоносных вещах. По всем законам жанра такие диалоги должны утяжелять общее движение текста, затормаживать развитие главной интриги. Но нет! Иванов-Таганский обладает вкусом почти безукоризненным. Он умело сочетает плотную разговорную вязь с горизонтальным движением фактуры, и при этом, как опытный драматург, с блеском отражает особенности речевых конструкций того ли иного персонажа.

Роман "Семя Отечества" имеет несколько смысловых планов, смысловых, если угодно, оппозиций. И в центре всего один персонаж — главный герой журналист Вадим Марков. Вокруг его незаурядной личности строятся все события романа. И в связи с этим возникает целая цепь противостояний.

Вадим Марков, согласно замыслу автора, человек сложный, мятущийся и даже несколько авантюрный. В этом типаже узнается целая цепь персонажей, его литературных предшественников. Как ни странно, здесь Андрей Болконский вспоминается наравне со Ставрогиным. Слишком сложный и многогранный образ вылеплен писателем. И всё — в контексте времени. Страшного для России времени рубежа тысячелетий. Отсюда напряжённое столкновение главного героя и с временем, и с другими персонажами, и с самим собой. Последнее, кстати, одно из главных в романе. Оно начинается с первых страниц, с того рокового эпизода на стоянке машин, который дал мощнейший толчок всему движению повествования.

Вадим Марков — это не просто герой. Это своего рода символ. Символ человека искреннего, искреннего в своей человеческой правоте и заблуждениях. Такой герой сейчас очень важен. Ведь в модной литературе герои, как правило, синтетические, искусственные. В них с трудом узнаётся живой человек. Умертвляется реальность, умертвляется сознание, умертвляется сама суть литературы. А перед Ивановым-Таганским такой задачи, к счастью, не стоит. Все его персонажи — это словно зеркало для главного героя. Они подчёркивают его характерные качества через соприкосновения с его энергетикой. И даже родной брат главного героя Сергей — этот тот же самый Вадим, только под другим углом зрения. А не будь в романе такого колоритного персонажа, как Зинич, разве могли бы мы получить полное представление о Вадиме Маркове! А как тонко вплетается в повествование образ покойной жены Маркова, которая не действует на страницах романа, но всё время незримо присутствует! В общем одни восклицательные знаки в моей рецензии. И это не случайно. Весь роман Иванова-Таганского — это длинный крик, крик-восклицание, крик-плач о многострадальной нашей Родине и её сынах.

Особого разговора заслуживают женские образы романа. Композиционная схема романа такова, что почти все женские образы так или иначе связаны с главным героем. Это позволяет провести их судьбы прямо перед глазами читателя, без утомительных пересказов и реминисценций. Настоящей творческой удачей автора можно признать образ Валентины. Эта вторая мощная энергетическая волна текста. От этого характера веет и необычайной твердостью, но и некой манкостью, привлекательностью. Это традиционная русская героиня, способная сопереживать и страдать, способная заставить читателя проникнуться уважением и даже трепетом.

Роман Иванова-Таганского, несмотря на свой почти гигантский по нынешнему форматному времени объём, необычайно кинематографичен. Этот текст сразу ощущаешь зрительно, зримо представляешь все декорации и даже возможных актеров. Какое хорошее кино могло бы получиться, как важно было увидеть всем эту русскую драму, глубоко трагичную, но исполненную надежды и финального оптимизма!

Снова восклицательный знак! Ну и хорошо. Только шёпот и крик сейчас важны. Время крайностей, время странностей!. А "Семя Отечества" непременно прорастёт, брошенное в плодородные и благородные читательские умы.

Максим Замшев

 

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru