Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Максим ЗАМШЕВ

ПОСТМОДЕРНИЗМ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ...

Ситуация в нынешней русской прозе похожа на лоскутное одеяло, которое все тянут на себя. По-прежнему привлекает внимание постмодернизм. Стоило Владимиру Сорокину выпустить новый роман, как он уже активно обсуждается. Хотя обсуждать тут нечего. Русский постмодернизм благополучно скончался, и нам не дорога его память. Столь быстрая его смерть объясняется тем, что зачат он был искусственным путём и родился недоношенным. Почему это произошло? Дело в том, что постмодернизм на Западе стал свидетельством усталости цивилизации и был явлением в культуре закономерным, но коротким. Он дал несколько блестящих романов, таких, как романы Т.Пинчона, и быстро угас. Появление культового романа П.Зюскинда "Парфюмер" и его оглушительный успех наглядно свидетельствовали о том, что постмодернизма как не было, так и нет. Но для наших дубовых постмодернистов это не стало сигналом. Они, изрядно и обильно кормившиеся из всяких дурнопахнущих фондов, слизывали своим шершавым языком всё с Запада. Получалась уродливая копия, вредная для России и позорная для литературы. Теперь всё это смердит и разлагается.

Увы, всё это время постмодернистской вакханалии писатели-реалисты тоже переживали далеко не лучшие времена. Одни пытались замкнуть могучую линию деревенской прозы, не понимая, что это выглядит смешно при отсутствии деревни как таковой, другие шли за реалиями быстро меняющейся жизни и устаревали раньше, чем их тексты выходили в свет, третьи наполняли свои тексты метафорическими малоформатными вздохами. Настоящих романов почти не выходило. На этом фоне появлялись маленькие школы и группки подражателей, стилизаторов, работающие не без художественных удач, но где-то в стороне от большой русской литературной дороги. Толстые литературные журналы потихоньку превращались в площадку для выражения интересов литературных групп, а издательства усердно блюли свой коммерческий интерес. Молодые, глядя на всё это, пытались изобретать велосипед, но он быстро ломался.

Но что было, как говорится, то было. Настало время собрать здоровые русские литературные силы, отрешиться от амбиций и групповщины и понять, что же мы всё-таки имеем. Уверяю, что при таком сборе мы увидим, что у нас есть добрых два-три десятка очень талантливых писателей, ждущих и своего часа, и своего издателя и читателя. Но определить, кто они, мы сможем только действуя сообща, не надеясь на бандитские издательства, умирающие издания и литературных холуёв.

Кто-то выразит скепсис на это счёт? Ну и пусть себе выражает. Кто-то сомневается в том, что русская литература самая передовая литература в мире? Пусть сомневается. А мы будем отделять зёрна от плевел и нести высоко знамя русской словесности.

Максим ЗАМШЕВ

 

 

Обсудить на форуме.

 

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru