Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Максим Замшев

БЛАГОРОДНЫЙ РИСК

Юрий КОНОПЛЯННИКОВ. “Возвращайтесь живыми”. — М., МГО СП России, 2004.

Юрий Конопляников — писатель рисковый. Именно рисковый, а не рискованный. Вы спросите: почему? Да потому что очень трудно сделать главным героем своего повествования войну. Трудно писать о войне после великой "лейтенантской прозы", после полотен современных писателей баталистов. А ещё труднее сейчас, когда кровоточит незаживающая чеченская рана, избрать главным объектом текста войну афганскую, далёкую войну, которую уже начинают забывать.

Риск — благородное дело. Эти слова не любят ни настоящие писатели, ни настоящие военные. И всё-таки, я повторюсь: Юрий Конопляников — писатель рисковый. И его новая книга "Возвращайтесь живыми" — это не только риск, но и вызов всем, кто пытается растоптать честь наших славных и героических воинов афганцев, представить эту давнюю войну как агрессию, глупость и прочее. По тому, как человек относится к армии своего государства, можно судить о том, враг он или не враг. Вспомните, с чего начинали правозащитники, сторонники Сахарова и прочих деятелей… Они начинали с проклятий в адрес великой советской армии, и в итоге их проклятиям подверглась вся страна и весь народ. Настало время и нам ответить своим проклятьем этим доносчикам и демагогам. Книга Юрия Коноплянникова — одна из частей этого ответа, и из частей не маленьких.

Художественная форма, равно как и композиция, избранная Юрием Коноплянниковым для своей книги, — весьма прихотлива. Повествование ведётся как бы от двух лиц: от лица офицера афганской войны и от лица самого автора, волею судеб также побывавшего на этой войне и многое видевшего своими глазами. Сразу напрашивается вопрос: если автор был в Афганистане, многое сам пережил и пропустил через себя, отчего бы ему не рассказать всё от первого, собственного лица. Вопрос на самом деле не праздный. Все, кто знает толк в журналистике, подтвердят, что самым трудным жанром является очерк. Надо обладать высочайшей техникой письма, чтобы передать достоверно, но в тоже время увлекательно то, чему сам был свидетелем. Юрий Коноплянников овладел этим весьма хитроумным ремеслом в полной мере. Однако художественная задача, поставленная автором перед самим собой, была шире, объёмнее. Ему было тесно в рамках очерка и он решил применить приём раздвоения, если угодно, собственного авторского лица. Приём такой, конечно, не нов. Он применялся ещё во времена стародавние, полюбился модернистам и постмодернистам. Однако Коноплянников придал этому приёму новое литературное качество. Его не интересует момент литературной игры, ложного пафоса. Он стремится дать читателю возможность увидеть войну и её действующих лиц с разных точек зрения. И со стороны писателя, и сто стороны боевого офицера. Таким образом, очеркистка перерастает в художественную прозу очень высокого качества.

В изображении войны писатель Юрий Коноплянников следует лучшим традициям отечественной прозы. Он не делает войну сусальной, псевдогероической, не впадает в хмурую злобу иных очернителей русского офицерства, он просто очень бережно, с большой любовью к деталям показывает суровый быт русских воинов. Война — это в любом случае кусок жизни, а не материал для будущих бытописателей. Именно дыхание этой жизни и слышится в тексте книги Юрия Коноплянникова "Возвращайтесь живыми".

Если выделять какие-то главы, то, несомненно, очень впечатляет глава "Старей Дубовой". Она обладает какой-то мощнейшей образной полифонией; главный герой главы предстаёт перед нами человеком безудержного мужества, и с другой стороны человеком сложным, больше внутренним, не любящим вспоминать о войне. И в этом много правды, жизненной правды. Кто из них, по настоящему хлебнувших адского напитка войны, любит об этом вспоминать?

Но Коноплянников не был бы Коноплянниковым, если бы ограничился лишь литературой факта. Последняя часть книги содержит авторские рассуждения о шлейфе афганской войны, о её следе, как ныне модно говорить. Она полна горестных раздумий, и бесстрашных обличений. В этой части воины-афганцы перед нами уже в мирное время, как говорится, "на гражданке". И за каждым своя боль, своя биография и история, способная составить основу большого романа. Мы видим героев вновь глазами рассказчика-автора, но это уже другой человек. Человек видевший войну, впустивший её в свои глаза и на многое смотрящий сквозь пороховой дым, слышащий многое сквозь гул снарядов и моторов, сквозь душераздирающий крик.

Мне очень хочется процитировать что-нибудь из этой книги. Но я сдерживаю себя. Фраза Коноплянникова столь упруга, слова так тянутся друг за другом, что, начав цитировать, можно не остановиться.

Конечно, в рецензии принято соблюдать объективность, открещиваться от личных человеческих симпатий, но я не собираюсь скрывать, что Юрий Коноплянников — мой друг. Я от всей души поздравляю его с очередной творческой удачей и с нетерпением буду ждать следующих книг и публикаций.

Максим Замшев

 

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru