Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Александр АЛИЕВ

«ПРОСТОСЕРДЕЧНЫЙ СЫН СВОБОДЫ...»

Мясницкая — хотя и не современная широкая магистраль, но все же улица с достаточно интенсивным движением. Таковой она была, пожалуй, всегда. Этой дорогой в XVI-XVII веках русские государи часто ездили из Кремля в подмосковные летние резиденции Преображенское и Измайлово, охотиться в Соколиную рощу и Черкизово. Позднее, с легкой руки Петра I, одним из излюбленных мест пребывания монархов в Первопрестольной стала Немецкая слобода — кратчайший путь туда опять-таки лежал через Мясницкую. Наконец, уже с середины прошлого столетия она превратилась в главную артерию, ведущую к железнодорожным вокзалам. В числе первых улица получила газовое, затем электрическое освещение. Было время, когда по ней гремели конки и трамваи. Все было... Но стоит отойти от многолюдной и многомашинной улицы немного в сторону, глазам нашим предстанет совсем другая картина: тихие зеленые переулки, хранящие порою уникальные сооружения. Есть тут и златоглавые церкви, и дворянские ампирные особняки, и доходные дома в стиле модерн..

Один из таких переулков — Кривоколенный. Вот уж действительно, название его себя полностью оправдывает. Между Мясницкой и Архангельским (Телеграфным) переулком он трижды прихотливо изгибается. Кривое колено, в общем.

В начале переулка стоит двухэтажный особняк, скромно декорированный плоскими колоннами (N4). Его закладку относят к 1690-м годам, но в XVIII и XIX веках он капитально перестраивался. За последнее время дом засверкал свежей краской и явно помолодел. А с дворовой его стороны вовсю кипит реставрация. И всё это, разумеется, дань памяти Александра Сергеевича Пушкина. Ведь поэт несколько раз бывал здесь.

...Владелец особняка (в нем же и родившийся) — Дмитрий Владимирович Веневитинов — происходил из богатой дворянской семьи. Получил отменное образование, в том числе в Московском университете, по окончании которого в 1824 году определился в Московский же архив коллегии иностранных дел. Большой поклонник немецких философов И.Канта, И.Фихтe и Ф.Шеллинга, он вместе с писателем князем В.Ф.Одоевским стал организатором и активным участником философского кружка "Общество любомудров". Помимо этого, Веневитинов увлекался античной литературой и русской стариной, пробовал свои силы в живописи и музыке и был весьма одарённым поэтом. Причём поэзия его по "байроническому" складу близка лермонтовской. Что прибавить ещё к этой характеристике? Пожалуй, свидетельство современницы: "Это был красавец в полном смысле этого слова. Высокого роста, словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты какую-то еще прелесть неизъяснимую. Громадные глаза, голубые, опушенные очень длинными ресницами, сияли умом".

…Веневитинов и Пушкин познакомились в начале сентября 1826 года в литературном салоне княгини Зинаиды Волконской на Тверской. Только что возвращенный из ссылки, Александр Сергеевич стал средоточием и главным двигателем тогдашней культурной жизни. О Веневитинове он уже слышал, ценил его стихи, и особенно, его критическую статью о первой главе романа "Евгений Онегин". "Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием. Все остальное или брань, или переслащенная дичь", — говорил Пушкин друзьям.

И вот теперь Дмитрий Владимирович пригласил поэта к себе, в Кривоколенный переулок. (Кстати, Веневитиновы славились по Москве как люди хлебосольные; в их доме постоянно собирались живописцы, музыканты, артисты.) Здесь, в парадном зале, состоялось при стечении художественной элиты города первое пушкинское чтение драмы "Борис Годунов". Оно прошло с огромным успехом. Поэт приходил сюда и позже на литературные вечера и домашние спектакли. И с каждой встречей оба литератора проникались друг к другу все большей симпатией. Веневитинов написал "Послание к Пушкину", одно из лучших своих стихотворений. Пушкин делился с Веневитиновыми сокровенными творческими замыслами — "маленькой трагедии" "Моцарт и Сальери", поэмы "Граф Нулин", новых глав "Онегина". Согласился печататься в журнале"Московский вестник", органе любомудров.

В то же время Александр Сергеевич не принимал крайности веневитиновской: литературной теории, по которой национальную словесность следовало выводить из философии, заранее определенных начал. Другими словами, "поверять алгеброй гармонию", как советовал ему младший друг Пушкин не мог и не хотел.

...Знакомство двух поэтов было, к сожалению, недолгим.. В октябре того же 1826 года Дмитрия Владимировича перевели на службу в Северную столицу, в Азиатский департамент Иностранной коллегии, а через несколько месяцев, ранней весной, он жестоко простудился и умер. Пушкин очень тяжело переживал эту утрату: "Почему вы позволили ему умереть?" — с горечью писал он их общему петербургскому товарищу барону А.И.Дельвигу. А совсем юный М.Ю.Лермонтов сочинил на смерть Веневитинова прекрасную эпитафию. Начальная строка из нее послужила заглавием данного материала.

Что касается дома близ Мясницкой, то он оставался во владении брата Веневитинова и его потомков вплоть до революции. И даже сменив впоследствии множество арендаторов, дом продолжает хранить воспоминания о кипевшей здесь некогда активной литературно-художественной жизни и о великом Пушкине.

Александр АЛИЕВ

 

 

Обсудить на форуме.

 

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru