Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Максим ЗАМШЕВ

ПОДМЕНА

Окидывая взглядом прошедшие после трагического крушения советской империи годы, понимаешь, что в нашей литературе что-то не так. И это чувство обусловлено не впечатлением от художественных текстов, а каким-то смутным ощущением подмены чего-то важного заурядным и второстепенным. Из чего должен складываться литературный процесс? Попробуем проследить эту незамысловатую цепочку. Первую пробу, своеобразную обкатку произведение проходит в толстом журнале, вернее, должно проходить. Но наши художественные журналы находятся в плачевном положении, лишившись и финансирования, и власти над умами. Издания русского толка, такие как "Москва", "Наш современник", "Молодая гвардия" все эти годы мучительно пытаются выбраться из трясины. Но в условиях тотальной блокады это стоит невероятных духовных затрат. На поиск настоящих художественных текстов просто иногда не остаётся сил. Либеральные издания финансированием не обделены, но литература как таковая никогда не была приоритетом для их руководителей. Можно, конечно, восторгаться А. Василевским как объективным литературным критиком, но нельзя закрывать глаза и на то, что его журнал давно уже превратился в частую лавочку с непонятным национальным душком. Если добавить к этому, что журналы и патриотические, и либеральные грешат групповщиной и кумовством, станет окончательно ясно, что это звено из литературного процесса выпадает.

Следующим этапом выхода писателя на широкую литературную арену призваны быть книги. Однако здесь загвоздка ещё большая чем, с журналами. Большие издательства, мягко говоря, прохладно относятся к серьёзной литературе. Причём обусловлено это не коммерческим интересом, как многие думают. (Трудно представить, что прибыль приносят книги Резника, Рубальской, Дементьева Р. Казаковой Б. Васильева, В. Войновича и других уважаемых в узких кругах). Негласный запрет на издание хорошей отечественной прозы и поэзии — есть осознанная политика компрадорской буржуазии, которая до смерти боится подъёма массового сознания. А первые стадия подъёма общественного сознания, — это "запойное" чтение серьёзных книг. В последние годы что-то пытаются изменить издательства "ИТРК" и "Андреевский флаг", но эти усилия относятся ко времени, когда читатель уже почти полностью потерян или напрочь сбит с толку.

Последней стадией литературного процесса, по идее, должны быть публичные мероприятия, литературные вечера, читательские конференции, жаркие общественные дискуссии. Каково положение дел по этой части, увы, всем известно. Хорошо если на фуршете никто не подерётся.

В сухом остатке следующее: все стадии литературного процесса искорежёны, заменены абсурдной суетой. На этом фоне власть строит пирамиды подконтрольных изданий, "культурных" каналов. Поощряет большие мероприятия, съезды, "тусовки". Многим писателям, давно уже не имеющим отношение к литературе, это нравится. Художественные произведения, настоящие, проблемные, целостные, неоднозначные вызывают ужас и брань.
Средний класс читает посредственную беллетристику, другие почти ничего не читают. Интеллигенция в большинстве своём продолжает разлагаться. Верная заветам самого преданного поклонника Чубайса Д. Лихачёва, она предаёт не только свой народ, но заодно и саму себя.

Есть ли выход? Ищем. Будем искать.

Максим ЗАМШЕВ
 

 

Обсудить на форуме.

 

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru