Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Мария ИВАНОВА

ПРАВИЛЬНЫЕ ТУФЛИ

На церемонию вручения премии "Национальный бестселлер" я попала почти случайно. Чему была очень рада: мне было любопытно посмотреть на это действо и почувствовать атмосферу происходящего.

Интерес именно к этой литературной награде появился у меня после того, как "Нацбестом" была признана книга Александра Проханова "Господин гексоген" (денежная часть премии была передана писателем Эдуарду Лимонову, находившемуся тогда в тюрьме).

В последние годы разделение общества произошло по всем возможным линиям и признакам. В том числе и деление писателей на два лагеря с чётко выраженной гражданской позицией — патриоты и либералы. Банально уже и говорить о том, что либеральное писательское сообщество, отражающее интересы и ублажающее извращённое вкусы абсолютного меньшинства граждан России, по счастливому совпадению пристрастий оказавшиеся в любимцах и пестуемых чад власти, получало абсолютно все государственные награды, премии, места во всевозможных делегациях... Посему ни одному писателю нелиберальной ориентации рассчитывать на какое-либо внимание (кроме травли и доносов в СМИ) не приходилось.

И вдруг — неожиданность. Приятная. Учреждённая отнюдь не патриотическим лагерем премия на второй год своего существования вручается Александру Проханову. Кстати, этим победителем премия оправдала своё название: лучшие продажи. "Господин гексоген" действительно долгое время был самой продаваемой книгой и разошёлся небывалым для современной серьёзной литературы тиражом — более 100 тысяч экземпляров.

В этом году в шорт-лист премии попали писатели совершенно разные: А.Тургенев ("Месяц аракашон"), В.Пелевин ("ДПП “NN"), А.Червинский ("Шишкин лес"), В.Галактионова ("Крылатый дом"), И.Масодов ("Черти"), В.Распутин ("Дочь Ивана, мать Ивана").

Попадание в шорт-лист В.Распутина и В.Галактионовой — писателей с чётко обозначаемой и ясно выражаемой патриотической позицией — склоняло к мысли, что былая победа Проханова не была случайностью и исключением, что премия действительно стремится к объективности и хотя на бы на таком уровне ведёт к объединению писателей (в одном шорт-листе, к примеру), о чём в последнее время всё чаще и настойчивей идёт разговор.

Те, кто интересуется литературным процессом и происходящим около него, в курсе итогов данного писательского состязания, а также перипетий с отказом от участия и т.п. Поэтому не буду писать о шансах претендентов и раскладе голосов, а лишь поделюсь впечатлениями от мероприятия.

Вручение премии происходит в С.-Петербурге в зимнем саду гостиницы "Астория". Прибыв в это шикарное заведение, проходишь двойной контроль: поначалу секьюрити интересуются твоей личностью и сверяются со списком приглашённых, а потом тебя ещё и регистрируют в листе, куда ты уже внесён в качестве гостя.

По фойе в ожидании церемонии бродит публика (за редким исключением) однообразная — либералы да демократы, коих безошибочно узнаёшь по довольным самовлюблённым выражениям лиц, на которых печать непоколебимой ничем (даже последними выборами) уверенности в том, кто в России хозяева жизни. Литературной в том числе. Взглянув на вершителей премиальной судьбы, тусующихся в фойе, сразу поняла, что Вере Галактионовой, писательнице талантливой, с неповторимым стилем, очень национальной, очень русской, ничего не светит. Эта публика не способна её ни понять, ни принять. А если поймёт — тем более никак не отметит, а будет заинтересована в замалчивании. (Распутин накануне заявил об отказе от участия).

Бродя по фойе и глядя на публику, подумала, вот исчезни все присутствующие (за редким исключением), никто и не заметит — настолько паразитично и ни к чему не пригодимо подавляющее большинство таких уверенных в собственной значимости "дам" и "господ".

Официанты в белых перчатках разносили на серебряных подносах бокалы с шампанским. Красиво!

Наконец собравшиеся были приглашены в зал, где заняли отведённые за определёнными столиками места.

Ведущие церемонии коротко знакомили с претендентами, не все из которых (как и члены жюри) прибыли на церемонию. Сейчас мы во всём во всю стараемся копировать Запад. По части ведения разных действ в том числе. Так, ведущая, играя с залом в непосредственность и откровенность, поделилась что главной заботой при участии в церемонии у неё был выбор туфель. А знание литературы роли не играет, если туфли удачно подобраны. Смешно? Не грустно ли?

Особенность данного вручения в том, что малое жюри должно живьём сидящим тут же живьём авторам объявлять, на кого из них пал выбор. Т.е. решить и перерешить, в принципе, можно и в последнюю минуту. Думаю, это нелёгкое испытание и для тех, кто выбирает, и для того, кого выбирают.

Выбор (3 из 7 человек) пал на Пелевина, что не вызвало никакой реакции — пара слабых хлопков. Но тут же за одним из столов сидящие стали отдавать купюры присутствующему известному телеведущему: видимо, он поставил на Пелевина.

После всех пригласили на обильный фуршет, а на сцену, освобождённую ведущими, выбежали музыканты какого-то национального ансамбля. Я подумала, что цыганского. Но они заиграли "семь-сорок", и я поняла, что ошиблась. Мелодии лились одна за другой, не балуя интернациональным разнообразием, Кто-то из присутствующих в перерыве между либеральными мелодиями требовательно-несмело крикнул: "А теперь русскую давай!" Но музыканты проигнорировали просьбу, сославшись на "незнание таких"

Одна из либеральных дам снисходительно предложила: "Сыграйте компромиссную — южно-русскую". Меня это немало удивило: какой компромисс? Разве присутствующие — в состоянии ссоры, вражды? Разве все мы — не слившиеся в едином порыве любви к литературе любители, а то и творители изящной словесности?

Но желание услышать русскую песню не осталось проигнорированным присутствовавшим в зале журналистом газеты "Завтра" Андреем Фефеловым, и он запел:

Выпьем за русскую удаль кипучую,

За богатырский народ!

Выпьем за армию нашу могучую,

Выпьем за доблестный флот!

Выпьем, товарищи, выпьем за гвардию,

Равной ей в мужестве нет!

Тост наш — за Сталина,

Тост наш — за партию,

Тост наш — за знамя побед!

Надо сказать, что данный эпизод, вызвавший восторг у одних и оцепенение у других, стал украшением церемонии.

Украшением мероприятия были и прекрасные юные создания в вечерних платьях. Подумалось, что это нанятые модели фланируют меж гостей. Но оказалось, что это студентки филологического факультета университета, приглашённые на церемонию в награду за успехи в учёбе. Конечно, отрадно, что такие красавицы — ещё и умницы.

Побывать на церемонии было любопытно. Но второй раз посетить это мероприятие я бы отказалась.

Мария ИВАНОВА

 

.

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru