Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

ЛИРИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ Игорь ШТОКМАН (Максим Замшев)

ЛИРИЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

Игорь ШТОКМАН. “Дворы”. — М., ИТРК, 2004.

Писать о прозе Игоря Штокмана очень нелёгко. Здесь не отделаешься ни дежурными фразами, ни дежурными комплиментами. Его текст буквально заставляет встроиться в свою образную структуру. Он с беспощадной бесцеремонностью занимает особое место в сознании читателя и не отпускает от себя надолго. Книга Игоря Штокмана прочно утверждается сначала у изголовья, а затем на книжной полке среди любимых авторов. Вы, наверное, уже догадались, что речь идёт о новой книге Игоря Штокмана "Дворы", вышедшей в издательстве "ИТРК". Я не знаю, будт ли эта книга по-настоящему замечена. Нынешняя литературная жизнь нацелена несколько на другое. Но для меня она стала большим событием.

Открывается книга повестью "Дворы". По ней названа и вся книга. Случайно ли это? Думается, что нет. И вовсе не потому, что автор считает эту повесть самой главной для всего своего творчества. Дело здесь, как мне кажется, в другом. Дворы играют в этом случае роль своеобразного символа. Символ вообще трудно объяснить, но попробую всё же это сделать. Дворы — это некое сквозное пространство, перетекающее из себя в себя и не позволяющее вырваться наружу юношескому сознанию. Пространство, теряющее свою наполненность с годами, а после, по мере взросления, становящееся меньше человеческого сознания. В итоге оно уютно закутывается в ностальгическую дымку и только в сознании и остаётся.

Эта образная линия есть и в повести "Дворы" и во всей книге. Кончается повесть тем, что главный герой уходит в армию. Казалось бы, событие — как событие. Бывает почти с каждым. Но Штокман придаёт всему происходящему особый колорит. Вся жизнь дворов и жизнь героев повести так полюбилась читателю, что ему кажется, будто это он сам покидает её. Вертикальное движение сопереживания или катарсиса достигает наивысшей точки. И все понимают, что герой, конечно, вернётся после срочной службы домой. Но нельзя возвратиться к тому, что покинул, нельзя вернуть ушедший момент времени. И дворы начнут после возвращения героя и новую жизнь, и новый отсчёт времени. Но это уже всё за текстом, за повестью. Само повествование формально закончено, но не закончена жизнь текста в сердцах читателей. Высочайший художественный эффект достигается на совершено обыденном жизненном, я бы даже сказал житейском материале. Вот мы и добрались до выявления первой особенности творческого метода Игоря Штокмана. Его герои, события, происходящие с ними — такие, какими были и могли быть в реальной жизни. Автор не подстраивает героев под сюжет. Он сам словно пытается их разгадать. От напряжения этого разгадывания перехватывает дыхании у читателя, и он и на всю жизнь свою посмотрит по другому, попытается в обыденности найти прелесть, а то и крупицу счастья. Замечу, что я вовсе не пытаются придать повести Штокмана какой-то дидактический оттенок. Я в литературе это не приемлю. Но очевидно, что проза Штокмана действует на читателя прямо, без хитроватой призмы эстетских изысков и постмодернистской игры. Хорошая, спокойная и очень искренняя повесть получилась у Игоря Штокмана.

После "Дворов" в книге помещена повесть "Путем зерна". Она коренным образом отличается от "Дворов", хотя, вроде бы, написана почти на той же временной и географической фактуре. Но сам авторский подход к теме несколько меняется. Если "Дворы" были своеобразным авторским взглядом на время, место и немного на себя, то в повести "Путем зерна" Игорь Штокман пристально вглядывается в своего героя, пытаясь отметить самые заповедные черточки характера. Может быть, история, рассказанная в повести не так уж оригинальна. Юность, взросление, первая любовь, выстраивание взаимоотношений с окружающим миром. Но как много в этой истории тонкостей, неожиданных поворотов. Как деликатно написаны "плотские" моменты в отношениях героев, и сколько в самом герое и в тексте воли, собранной в кулак энергии. Вся повесть — это путь героя. Путь к цели, за которой не заканчивается жизнь, а только начинается. Вслушайтесь, как энергично строит фразу Игорь Штокман в самом конце произведения: "Олег знал сейчас одно. Он прошёл свой путь, прошёл то, что был должен и так упорно, так упрямо хотел. Прошёл до конца. Теперь он уходил дальше, один, длинной, светящейся во тьме дорогой, и боевой сокол незримо и плотно сидел на его плече".

Большим блоком в книге даны рассказы. Каждый из них необыкновенно целен и крепко, по-писательски скроен. Все рассказы Штокмана заслуживает отдельной рецензии и серьёзного разговора, который, я надеюсь, ещё впереди. Я же лишь скажу о тех рассказах, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление. Почти до слёз растрогал меня рассказ "Во дворе, где каждый вечер…". Очень горькая история. Честно говоря, автор мог оставить главного героя в живых, но… В этом и заключается качество мастерства реалиста. Сухая и правдивая история действует значительно сильнее, чем что-то написанное в угоду какому-то внутреннему заказу. И дело не в том, что автор пишет всё — как было. Это дело нехитрое. Автор пишет о том, как бывает. И в этом его последняя правота.

Точно такой же приём использован и в рассказе "Жанна". Любовь главного героя, солдата срочной службы могла бы кончиться изменой, объяснениями фатальной развязкой. Всё это производило бы, по первости, впечатление, но едва ли запомнилось. А Штокман находит другой ход. После бурных проявлений чувств, герой вдруг задумывается: а не слишком ли доступна была женщина, которую он полюбил. На этом раздумье заканчивается любовь. Согласитесь, это так правдиво, и так часто бывает с молодыми мужчинами. Штокман косвенно показывает читателю, что любовь сложнее жизни и её не осознать, не вскрыть её суть в простом размышлении. Но мы так часто пытаемся это сделать и так много теряем из-за этого. Так было и так будет всегда. Человек — раб своих эмоций. Встать над эмоциями мало кому по силам.

Особняком среди рассказов Штокмана стоит рассказ "О март-апрель, какие слёзы…" Это повествование невероятного духовного напряжения глубоко психологичное и полное неожиданных внутренних ходов. Мне кажется, что в главном герое угадывается сам автор и невозможность для него описанной в рассказе судьбы. Сложная категория, которая рецензированию не подлежит. Поэтому мы только намекнём на это.

Есть в книге и стихи. Автор писал их всю жизнь, и они ему дороги. Это видно. О стихах подробно говорить не буду. Скажу лишь, что они добавляют что-то к лирической биографии героя, который стоит за каждым художественным словом Игоря Штокмана.

Максим Замшев

 

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru