Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ

ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ

Виктор КРАМАРЕНКО. "Встречи с ангелом": сборник рассказов. М., МГО Союза писателей России, 2004.

Мы живём во времена фантастической реальности, которая с трудом воспринимается нашими оробевшими умами. Социальные катаклизмы эпохи перемен неизменно влияют на привычный уклад жизни, разрушаются прежние духовные традиции. В доперестроечный период создавалось множество научно-фантастических произведений, которыми зачитывались. Нынешние же "шедевры" совершенно оторванные от литературы. Только единицы, как звёздочки, вспыхивают, но, увы, чаще всего бывают незамеченными. Создаётся впечатление, что человечеству уготовано судьба вымерших динозавров, что оно вечно "наказано" и слепо падает в чёрную пустоту бездуховности.

Такой вот звёздочкой явилась мне книга рассказов Виктора Крамаренко "Встречи с ангелом". Прежде я его знала как поэта, искреннего, вдохновенного, с неповторимо певучим слогом. Здесь же он открылся и ярким прозаиком, работающим в модном сейчас жанре "фентези", но с более глубоким, философским, и опять же, неповторимым языком. Прочтя книгу полностью, невольно закрадывается мысль, что вроде бы все рассказы разные и по времени действия, и по характеру героев: тут и Бог, и дьявол, и привидение, тут и незадачливый танкист, отказавшийся стрелять по Белому Дому, чемпион мира по шашкам и жалкая горбатая девочка на свалке... Но что-то связывает рассказы в единое неразрывное произведение. Это Ангел, который возникает на страницах всей книги, подставляя плечё или, наоборот, махнувшим рукой на неисправимую дурь человека. Он является то воплоти, то преображается в разные образы: чайками, угловатой липой, пистолетом в руках мальчугана. И в самый ответственный момент течение повествования разворачивается на сто восемьдесят градусов. В этом несомненная заслуга автора: блистательно держать читателя в напряжении и подвести его к непредсказуемому концу.

В одном стихотворении Виктора, кажется "Звонарь", есть такие строки:

Мир и беспомощен и мал

Перед игрой воображенья.

И действительно, что есть мир наш без воображения, и в каком мире мы живём: обыденном, потустороннем, и для кого он таковым является? Если человек — индивидуальность, то и мир его индивидуален, а всё что рядом — потустороннее.

В книге Виктор Крамаренко изображает человека в самых крайних фантастических ситуациях, в таинственном переходе двух параллельных миров. В рассказах искусно переплетается мистика, фантастика и реальность. Писатель свободно использует особенности "фентези", где позволительны символы и выводы, лицедейство и поэтика, несвойственны другим жанрам. Соединённые воедино, они позволяют судить о душе писателя, сострадающей к незащищённому, слепому человеку, не сумевшему распознать своего Ангела-Хранителя, душе открытой и незамаранной, не переметнувшейся на жёлтые страницы в глянцевой обложке-скорлупе. А ведь обладая несомненным талантом "растягивания клипов", выстраивая сюжет в цвете и динамике, обыгрывая с иронией и юмором казалось бы серьёзные поступки героев, он бы на этих страницах не затерялся. Но и в этом проявляется талант Виктора Крамаренко. Не размениваться, не идти на сиюминутный успех, как сказал Маяковский, наступив на горло собственной песне. Литература должна быть настоящей. Твори, а Там решат: честно ты писал, и будут ли читать тебя когда-нибудь вообще.

В рассказе-притче "Встречи с ангелом", давшем название книги, возникает радость при появлении ангела, спасающего жизнь мальчиков и утверждающего, что любовь к Богу должна быть без безрассудного стремления угождать. Конец рассказа заставляет задуматься над правдой, почему же братья "стали у истоков двух разных, двух великих, но и безумных по своей жестокости, народов"? Не потому ли, что в своё время родной отец хотел их сжечь, неся своему Господину как жертвоприношение?

Второй рассказ "Белочка", вызывающий глубокую жалость к маленькому, непонятно откуда появившемуся на свалке существу, является одним из вершин творчества Виктора Крамаренко. Нет смысла навязывать читателю разгадку всех символов в этом глубоко гуманном произведении, об осмыслении того чудо, произошедшего с невзрачной горбатой девочкой. Это, я уверена, сделают другие. Но я хочу обратить внимание на саму "подачу" повествования. Вроде, ничего сверхъестественного, живёт себе калека, где прижилась (у нас полстраны калек), где опустила её судьба на землю, но как же она ждала чуда, каждой строкой автор приближал её к нему.

Чувствуется, что Виктор Крамаренко волен в своих произведениях (это ли не счастье творчества!), но ещё ценнее то, что он даёт волю и читателю разобраться в главной сути. Это более важно. В рассказе "Большой размен" перед героем, находящимся на грани мучительного нервного срыва, появляется всесильный "некто", который говорит о себе: "Я всегда нахожусь там, где страсть людская взывает о помощи!". Рассказ великолепен, но самым потрясающим высказыванием этого "некто" относится к гениальности: "Гениальность — это состояние, а не работа двух полушарий". Если осмыслить это философское выражение как отдельно взятое, то многие влюблённые в себя гении, может быть, по-другому станут оценивать свою творческую планку. И в этом рассказе неожиданная концовка, которая обязательно заставит задуматься над суровой судьбой творящего человека: герой не пошёл на размен души и без помощи стал чемпионом мира, проведя великолепную комбинацию.

О последнем рассказе сборника "Бабушка Маруся" не могу не высказать своего мнения. Да будет благословенно состояние Виктора, в котором он находился во время создания этого Произведения. Поражает глубокое проникновение в женскую сущность героини, потерявшей мужа, но не мыслящей свою жизнь без мужчины. "Как не думать о нём, как не представлять, если сама природа создала его господином?" Ведь именно бабья шалость и нежность к своему господину, которые заложены в характере бабушки Маруси, являются необходимыми для возникновения гармонии между мужчиной и женщиной. Оставшись одна, она придумывает себе мужчину. Её сила воображения граничит с безумием. Её раздавливает перехлёстывающая жажда воплощения из воображаемого мужчины в реального. Рассказ изумителен по сопоставлению с другим женским характером — Райки Капусты, ненавидящей мужчин и склоняющей подругу на свою сторону. Он изумителен правдоподобием и особым Ялтинским ароматом.

Виктор Крамаренко — писатель с особым чутьём и открытой душой — остаётся поэтом в своей фантастической прозе. Корни его творчества исходят из разнообразия народной жизненной правды. Он идёт по дороге Гоголя, Эдгара По, Булгакова и не различает фантастику от реальности. Его творчество говорит об острой наблюдательности, смелости ума. Вникая в мир книги, ощущаешь восторг о встрече с мудрым большим художником. Абсолютно согласна с послесловием Сергея Лузана: "Пока появляются в России такие писатели, мы не скатимся до штудирования макулатуры, и низкопробные тома не затуманят нам мозги яркими обложками".

Нина ДУБОВИЦКАЯ

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru