Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

КТО-ТО ЗВАЛ ЕГО НА ЗЕМЛЕ…

ПКТО-ТО ЗВАЛ ЕГО НА ЗЕМЛЕ…

Александр ТРОФИМОВ. “Дом дождя и другие истории”. — М., “Пашков дом”, 2003.
 

Александра Трофимова надо читать медленно. Вдумываясь в смысл каждой фразы, вглядываясь в слова, поскольку они лишь кажутся узнаваемыми и понятными, но на самом-то деле за ними лежит глубокая и тайная метафора писательского ума, особая символика его сердца, зеркальная ясность души. Там, в этом гармоничном триединстве разума, души и сердца, — удивительный сказочный мир, где рябина разговаривает с автором в кафе, где растёт девочка-жасмин с летающим котом на плече, где солнце вливает в одинокий башмак новые силы, а мосты надзирают за городом. Где происходит много чудес, а впрочем, и не чудес вовсе, потому что таковыми они являются только для человека, не умеющего видеть, постигать жизнь внутренним зрением, для обывателя. Обыватель — не обидное слово, но в глазах его всё вокруг естественно и узаконенно: снег не может выпасть в июле, Останкинская башня не прокалывает небо, делая ему больно, а рябина не является дочерью писателя Александра Трофимова и уж тем более он ни в коем случае не должен взлететь к ней на ветку в виде снегиря. "Так, извините, до чего угодно дойдём-с!.." Но, слава Богу, что мир состоит ещё и из людей, которые понимают: вещь познаётся не по её внешним признакам и параметрам, а по внутренней сути. И даже ещё тоньше, глубже — по ирреальности бытия этой самой вещи, предмета, природного явления, да и всего человека, наконец.

Новая книга поэта, сказочника, философа Александра Трофимова "Дом дождя и другие истории" (издательство "Пашков дом", 2003 год) именно об этом — о постижении мира и жизни метафизическим образом, о "вещи в себе", если уж совсем по-кантовски. И кто попытается её проглотить сходу, одним махом — замучится глотать, как теперь принято говорить даже на самом высшем уровне. Страницы этой книги (да и других тоже — из большого творческого багажа писателя) непременно зашелестят ночью над подушкой вдумчивого читателя, словно прекрасные бабочки, проникая в сон, в подсознание. Персонажи рассказов (притч? сказок? — трудно определить точный жанр, потому что они сочетают в себе простоту бытописания и всю сложную гамму космической глубины), будь то мать Настасья Ивановна с её (авторским) вопросом: "Почему мы живём так, словно наша жизнь — наказание за какую-то другую?"; или несчастный литератор, но хороший производитель лесников Святозар Ильич Берёзов, придавленный подпиленным деревом, а скорее всего — собственным многотомьем; или же скитающийся по дачным участках резонёр и фарисей Калинкин; или же говорящие, тоскующие, любящие, обижающиеся муравей, кукла, синичка, подснежник, телефонная трубка, дождь, вуаль на мёртвой женщине, цветы, деревья, скамейки, — всё имеющее свои исключительные живые души; или даже сам Ганс Христиан Андерсен, присутствующий в книге, — все они придут в сумерках и встанут где-то за спиной читателя, рядом с ним, прорастут в нём самом, в его уме и сердце.

ще-то мы имеем дело с довольно уникальным явлением в нашей литературе. Это явление носит конкретное имя — "Александр Трофимов". Большего исследователя красот и бед человеческой души (и неодушевлённых предметов), на сегодняшний день, по-моему, просто нет. Причём "дознание" своё он проводит в малых формах. Эссе, короткое стихотворение, афоризм, небольшая сказка, больше похожая на быль. Почитайте его "зарисовку" (да простит мне автор это неподходящее тут слово) "О службе затмения солнца" из данного сборника. Всего четыре абзаца, одиннадцать предложений. Но в этом ёмком произведении отражена философия жизни, сегодняшнее состояние нашего с вами общества, а также экология природы и человека, а ещё и библейская суть мира. Так и надо писать. Но в современном литературном процессе почему-то (а ясно почему!) раздуваются имена совершенно бездарных и полунормальных приговых и кибировых, более-менее способных складывать слова татьян-толстых и улицких, массово тиражируемых пустышек донцовых и дашковых. Что это? Намеренное выпячивание серости, чтобы доказать неспособность русского народа к талантливому творческому самовыражению? Или поточное производство кривых зеркал на улицах, в издательствах, на телевидении? Дескать, смотрите и радуйтесь тому, что видите, что вам подсовывают антиподы Александра Трофимова. Настоящее зеркало мы от вас спрячем.

Между тем, жизнь человеческая скоротечна. И тех, кто пишет, и тех, кто читает. Последним хорошо бы наконец прозреть и обратиться к истинной литературе, к тем книгам, которые не веселят и не затуманивают сознание, не погружают в бездны отчаяния и ужаса, не отвращают лицо от добра и разума, а открывают глаза на свет любви и надежды в море окружающего мрака, на горизонты новой земли и нового неба, на жизнь вечную. К таким редким книгам относятся и все произведения Александра Трофимова, нашего современного русского Андерсена. "Кто-то звал меня на Земле…" — так называется один из его рассказов в этом сборнике. Я знаю, кто зовёт Александра Трофимова. Судьба.

Александр ТРАПЕЗНИКОВ
 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru