Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

КРИТИКА СВЕТЛАНЫ РУДЕНКО

КНИЖНАЯ ПОЛКА КРИТИКА СВЕТЛАНЫ РУДЕНКО
 

Валентина КОРОСТЕЛЁВА.
На тайном берегу. Стихи.
Москва, 2000, "Голос-пресс".
 

Читала Валентину Коростелёву и думала, что не случайно по её стихам в Багдадском университете студенты учат русский язык. В её стихотворных строках — отзывчивость и трепетность русской души, мужество характера и большая внутренняя сила. От многих поэтов её отличает глубокий нравственный свет стихотворений. У поэтессы много стихов о России, но не пафосных, а мягких и лиричных, когда она говорит о родине:

Русь пресветлая — мило имечко,
Мяла недругу ты бока…
Я люблю тебя — до травиночки
И до росного огонька!

Есть у Коростелёвой стихотворение, которое так и называется — "Родине":

А я люблю тебя, такую, —
Сегодня горше и нежней,
Тетерева опять токуют
И тянет в дали всё сильней.
…И если даже всё погаснет
И разольётся темнота,
Я и тогда добуду праздник —
Звезду кленового листа…

Родилась будущая поэтесса в Кирове. Отец её погиб в 1943 под Киевом, мать (ей Валентина Абрамовна посвятила немало своих стихов) воспитывала одна трёх дочерей:

…Горизонты судьбы и отрады
Сквозь туман проступают едва…
Ничего мне сегодня не надо —
Оставалась бы мама жива!

Первая подборка стихов Валентины Абрамовны была напечатана ещё в 1962 году в областной комсомольской газете. В 1971 году она окончила Литературный институт имени Горького. Всего же ею издано вместе с этой девять книг стихов и один сборник художественной прозы, два — документальной. В книгу стихов "На тайном берегу" вошли несколько новых циклов "Вьюга в мае", "Подмосковные белые ночи", "Русская судьба", "Вятские мотивы"… Из прошлых книг поэтесса включила циклы "Моя божественная Русь" (1977), "О, эта встреча!" (1993), "Солнце сентября" (1992), "Хлеб и мёд" (1990), "Краснояр" (1986), "Не только звёзды" (1980), "Сине утречко" (1977), "Мартовский снег" (1976).
…Я заметила — Валентина Коростелёва немногословна, за каждым словом — полновесный образ. В любовной лирике ей удаётся передать вечный драматизм любви:

Ушёл в просторы дальние
И не позвал меня.
Унёс с собой свидания
И свет тревожный дня.
…Что вспомнится — уважится,
Что канет в забытьё…
Унёс, порою кажется,
Дыхание моё…

Творческий поиск приводит Валентину Коростелёву к мастерскому овладению фольклорными традициями. Пишет она сказки на вечные темы: "Мастер и судьба", "Поэт и разбойник", "Про петуха и его песню", поэму "Банный день", в которой немудрёные банные посиделки оборачиваются людскими судьбами, человеческими характерами, жизнью, где есть всё: горе и радость, драма и юмор.
Может, потому, что Валентина Абрамовна сама немало испытала на своём веку, так умеет она чувствовать боль и радость многих…

Михаил КРУПИН.
Самозванец. Роман в 2 кн.
М., ООО "Издательство "Олимп", ООО "Издательство "Аст", 2003.

Свою дорогу в большую литературу выпускник ВЛК Михаил Крупин начал с исторического романа времён Лжедмитрия I дилогии "Самозванец”.

Пожалуй, до него не было писателя, который бы столь скрупулёзно и внимательно выписал загадочную фигуру Гришки Отрепьева, единственного из русских самозванцев, достигшего "верховной власти".

В дилогии уделено большое внимание и ближайшему окружению Лжедмитрия — казачьему атаману Андрею Кореле, юному полководцу Скопину-Шуйскому, польскому гусару Станиславу Мнишеку.

Всё это — реальные исторические лица, как и несчастная царевна Ксения, незадачливый Борис Годунов и болезненно честолюбивая Марина Мнишек.

Трагедия власти — вот главная ось, вокруг которой вертится всё остальное — природные катаклизмы, кремлёвские интриги и спальни, кровавые баталии и страшный голод, когда люди ели людей…

Молодой писатель пытается показать и попытки честного по совести правления Бориса Годунова, закончившиеся его смертью и расправой над его семьёй, и желание Отрепьева, уже взошедшего на престол, почувствовать себя настоящим царём: "Молодого и выносливого государя не так сморила вечная угроза проницательного мира, как вымотала личная двуглавость — сугубство "двойственность) жутковато сросшихся самих себя".

Гришка Отрепьев Крупина не однозначен, он не тот злодей, которого мы знаем со школьной парты. Отрепьев с детства тянется к знаниям, он первый ученик, он талантлив и умён, он проницателен и жизнелюбив. Отрепьев не забывает о старухе матери и с головой погружается в омут любви с Ксенией Годуновой. Как и Годунова, Отрепьева губит власть — он предал тех, кто помог ему, доселе неизвестному, взойти на московское царство.

Царствование Лжедмитрия было недолгим. Крупин не рисует ни расправы над Лжедмитрием, ни гибели его — пропал, растворился в безбрежности и бескрайности российской и последние его душевные муки — перед телом погибшего и преданного им друга Андрея Корелы: "Он вдруг понял: мысль Писания, что Назарянин — путь всем, буквальна. Что и каждый, кого любишь и видишь в любимом саду, тебе путь. Пока живёт друг, он тебе самое большое небрежный вожак, а уйдёт — и сам путь для тебя. Можно смело ступать. Телом души друга мягко пробита крепостная стенка между двух миров. Ещё крошисто, искристо, дымно — ничего не видно, но ступай, здесь, лёг он".

У Крупина сложный, метафоричный образный язык, изобилующий старославянизмами, устаревшими словами, давно позабытыми нами. Он сделал попытку стилизации в духе эпохи Смутного времени и думаю, что она ему удалась. Ведь язык — это ещё один мостик, ведущий в давно прошедшие времена.


Абдижамил НУРПЕИСОВ.
Последний долг. Роман.

Мелеет море, уходит рыба, безлюдеют берега. Исковеркана не только природа, но и судьбы людей. Таков образ мира, встающий со страниц дилогии Абдижамила Нурпеисова "Последний долг". Над философским осмыслением гибели Арала автор знаменитой трилогии "Кровь и пот" проработал без малого четверть века. Действие романа начинается и обрывается на льдине. Она не просто оторвавшийся от берега кусок льда, льдина — целое мироздание, космос.

Главный герой дилогии — Жадигер, рыбацкий начальник, передовик труда, как иронически называет его жена Базикат. Дело, которому он посвятил жизнь, выматывающее силы и надрывающее дух, превратилось в план с тоннами выловленной рыбы. Его соперник Азим — расчётливый карьерист, двинувшийся штурмовать столицу и преуспевший. Азим стал академиком, лауреатом. Правда, в один миг всего этого он лишается и едет в поисках спасения к Базикат, которую когда-то променял на более выгодную партию. Впрочем, ему ничего не стоит ещё раз бросить любимую женщину, теперь уже в экстремальной ситуации на льдине, когда речь идёт о жизни и смерти.

Реальность в дилогии перетекает в легенду, сказка возвращается в действительность, эпизоды удваиваются точь-в-точь как в мифе, лица и лики неуловимо сливаются. Базикат-жена становится огненной-рыжей лисицей с плутоватой мордочкой. Впереди рыбачьего косяка скользят бок о бок Серый Ярый и Мать Белорыбица. Плывёт по степи верблюд — надёжный корабль пустыни. Лётчик спасательного самолёта разглядывает с высоты родной остров. Теперь там почти никого не осталось: старики вымерли, молодёжь подалась в другие, более счастливые места, но осталось жить предание о райском крае, где море не замерзает всю зиму, в ручьях течёт мёд, трава в рост человека и птицы со зверями не ведают страха. Да и сам Жадигер в любой момент может превратиться не то в верблюда, не то в рыбу.

Первая часть дилогии называется светло оптимистично "И был день". Вторая часть уже самим названием низвергает в безысходность и отчаяние "И была ночь". Но заканчивается дилогия всё равно гимном жизни. На теле замёрзшего Жадигера, о жизни которого теперь так молит его жена, слабо бьёт крыльями маленькая птичка.

…Наверное, точнее других сказал о дилогии один из её переводчиков — Анатолий Ким. "Последний долг" — итоговый роман на главную тему современности. Он о нашем безвременье, утрате идеалов, крахе надежд".



Михаил БОНДАРЕВ.
Царство снеговиков. Книга стихов.

Всё чаще я ловлю себя на мысли: мне интересно читать неизвестных, неоткрытых ещё поэтов. Тех, кто не испорчен славой, кто не опустошён погоней за холодной бессмысленной рифмой, кто ценит в поэзии прежде всего её глубокую исцеляющую и вдохновляющую суть, и главное — кто не иссяк духовно.

Один из них — калужанин Михаил Бондарев, два года назад выпустивший свою первую книгу "Царство снеговиков" и ставший в этом году членом Союза писателей России.

Бондарев — искренен, открыт нараспашку всякому, кто возьмёт в руки тоненькую книгу его стихов:

Зажат в тисках противоречий,
Надежды ставлю я свечу.
То с чем-то, с кем-то жажду встречи,
То расставания хочу.

Михаил Бондарев — выпускник Литературного института, учился у Николая Старшинова, Владимира Кострова.

Стихи его незадолго до своей смерти отмечал один из самых честных и образованных поэтов нашего времени Владимир Цыбин. Думаю, Владимира Дмитриевича прежде всего привлекла свежесть и самобытность поэта и, конечно же, его искренняя боль за Россию:

Дымят Империи развалины,
И кровь струится средь руин.
Меня не радуют проталины
И обращенье "господин".

Россия у поэта разная — асфальтовая и деревенская, забитая и гордая, но почти всегда многострадальная:

Пусть не всегда опрятная,
Чудная, непонятная,
Россия необъятная —
Многоплемённый дом.
Испитая, скандальная,
Забитая, кандальная,
Эх, Русь многострадальная, —
Всё кровью, всё — трудом.

Михаилу Бондареву удалось найти в многоголосье, многолюдье современной поэзии свой путь и свой голос. И совсем он не снеговик, хоть так и назвал свою первую книгу:

Вы посмотрите на меня —
Я толстый снеговик.
Боюсь небесного огня,
К морозу я привык.

Душа у поэта тонкая и ранимая, он неравнодушный человек, не холодный наблюдатель, он — и романтик, и борец одновременно.

И главное — он оптимист, пусть иногда и кажется, что рисует совсем безрадостные картины нашей обыденности.
"Серебряные кони" фантазии Бондарева дарят его читателям и надежду, и веру, и главное — любовь.

Летят грозы серебряные кони.
Их подгоняют молния и гром.
Я подставляю тёплые ладони,
Чтобы умыться чистым серебром.
…Стучат по крыше звонкие копыта,
За окнами резвится дикий конь.
Пускай дождём любовь моя омыта,
Но всё равно любовь моя — огонь.
 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru